Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 июня 2009 г. N А56-8253/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В. и Грачевой И.Л.,
при участии прокурора Бобковой Г.Г., от открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" Сундюкова Д.В. (доверенность от 06.07.2008), Золотовой Т.В. (доверенность от 01.10.2008),
рассмотрев 28.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2008 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-8253/2008,
установил:
заместитель прокурора Ленинградской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в защиту государственных интересов и интересов Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) с иском к администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация) и открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.08.2007 N 5, заключенного между Администрацией и Обществом.
Решением от 12.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить вынесенные по делу судебные акты, в связи с их необоснованностью и неправильным применением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Администрация и Комитет о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области" от 14.08.2007 N 1094-па (далее - постановление N 1094-па) Обществу предварительно согласовано место размещения металлической мачты сотовой связи и трассы подводящей ЛЭП-0,4 кВ (далее - объекты), по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, ур. Горка (в районе остановки платформа 101 км ж..д. Санкт-Петербург - Новгород); утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 390 кв. м, расположенного по указанному адресу (далее - земельный участок), под размещение объектов.
Пунктом 5 постановления N 1094-па определено, что указанный земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставлен Обществу в аренду сроком на 11 месяцев с установлением вида разрешенного использования - проведение изыскательских работ для определения возможности проектирования и строительства объектов; Обществу предписано заключить договор аренды с Администрацией и провести работы по формированию земельного участка под строительство объектов.
Во исполнение постановления N 1094-па Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 31.08.2007 N 5 (далее - договор аренды) для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства объектов на срок до 14.07.2008.
Пунктом 1.2 договора аренды установлено, что действие настоящего договора распространяется на отношение сторон, возникшие с 14.08.2007.
Полагая, что договор аренды заключен с нарушением статьи 1, пункта 6 статьи 27, статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; статьи 4 Областного закона Ленинградской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области"; статей 2, 4, 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; статей 2, 3 Областного закона Ленинградской области "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области"; пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных прокурором требований, установив, что проведение Обществом изыскательских работ для определения возможности проектирования и строительства объектов не изменит целевое назначение земель, в границах которых арендуется земельный участок.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ, регламентирующей порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставленных на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Согласно статье 2 Федерального закона "О связи" под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а под линиями связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
Оспариваемый договор заключен для проведения изыскательских работ для строительства объектов связи.
Статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных со строительством линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений).
Суды обоснованно отклонили довод прокурора о том, что при предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения для изыскательских работ необходим перевод таких земель в иную категорию земель.
Предоставление земельного участка под изыскательские работы для строительства объектов связи не противоречит статьям 22, 30, 31 ЗК РФ с учетом положений статьи 78 ЗК РФ, разрешающей строительство линий связи без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Суды обоснованно исходили из того, что изыскательские работы для строительства - это комплекс экономических и технических исследований, инженерных изысканий, позволяющих лишь обосновать технико-экономическую целесообразность осуществления строительства. По результатам изыскательских работ организация, которой поручено провести изыскательские работы, делает вывод о том, подходит ли земельный участок для строительства конкретного объекта строительства и, если в процессе проведения изыскательских работ будет установлено, что земельный участок не подходит для строительства такого объекта, земельный участок для строительства не предоставляется. Таким образом, целевое назначение земель в результате проведения изыскательских работ не изменяется.
Довод прокурора о том, что спорный договор аренды заключен Администрацией за пределами ее полномочий, с нарушением пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомерно отклонен судом, поскольку заключая спорный договор, Администрация действовала на основании поручения администрации муниципального образования "Тосненский район Ленинградской области", выраженного в постановление N 1094-па.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу N А56-8253/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.В. Сергеева |
|
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.