Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июня 2009 г. N А42-5313/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 02.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2008 (судья Галко Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А42-5313/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными принятых Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) решения от 14.07.2008 N 5859, требования от 25.08.2008 N 5873 и решения от 29.09.2008 N 18254.
Решением суда от 29.10.08 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, Общество в 2008 году имело право на применение льготной ставки при исчислении и уплате сбора за пользование водными биологическими ресурсам, установленной Федеральным законом от 29.11.2007 N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 285-ФЗ), поскольку право на вылов биоресурсов в размере 900 тонн трески и 350 тонн пикши оно получило только 11.04.2008 (с момента внесения последних изменений в полученное 29.12.2007 разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.12.2007 Баренцево-Беломорским территориальным Управлением Государственного комитета Российской Федерации по Рыболовству Обществу было выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов N ПМ 080072 серии ББ N 024307 (далее - разрешение), в соответствии с которым Обществу предоставлено право вылова трески в количестве 580 тонн, пикши в количестве 275 тонн; срок добычи (вылова) установлен с 01.01.2008 по 30.06.2008.
Телеграммой от 14.01.2008 N 06-14/21 в указанное разрешение внесены изменения: увеличена квота трески на 70 тонн, пикши на 75 тонн. С учетом увеличения, квота трески составила 650 тонн, пикши - 350 тонн. Телеграммой продлен срок промысла с 01.01.2008 по 31.07.2008.
Телеграммой от 19.03.2008 N 06-14/336 в указанное разрешение внесены изменения: увеличена квота трески на 50 тонн. С учетом увеличения, квота трески составила 700 тонн, пикши - 350 тонн. Телеграммой также продлен срок промысла с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Телеграммой от 11.04.2008 N 06-14/481 в названное разрешение внесены изменения: увеличена квота трески на 200 тонн. С учетом увеличения квота трески составила 900 тонн, пикши - 350 тонн.
Соответственно, Общество 11.01.2008, 17.01.2008, 08.02.2008, 21.03.2008 и 17.04.2008 представило в налоговый орган уточненные сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении разрешения N ПМ-080072 с учетом изменений, внесенных вышеназванными телеграммами.
В уточненных сведениях от 08.02.2008, 21.03.2008 и 17.04.2008 о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении разрешения N ПМ-080072 Общество исчислило общую сумму сбора по треске и пикше исходя из пониженной ставки сбора 15% от установленных ставок 5 000 руб. и 3 500 руб.
По результатам камеральной проверки сведений, представленных Обществом 17.04.2008, налоговым органом был составлен акт от 30.05.2008 и принято решение от 14.07.2008 N 5859, которым признано неправомерным применение Обществом пониженной ставки сбора за пользование водными биоресурсами в размере 15% установленной ставки сбора. Обществу доначислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению от 29.12.06 N ПМ-080072 в сумме 4 866 250 руб., в том числе разовый сбор в размере 486 625 руб., регулярные сборы в размере 4 379 625 руб., а также начислено 3 276 руб. 44 коп. пеней за период с 01.01.2008 по 21.01.2008.
На основании названного решения Инспекцией выставлено требование от 25.08.08 N 5873 об уплате доначисленной суммы сбора 4 866 250 руб., а также 3 276 руб. 44 коп. пеней. Данным требованием Обществу также предложено в срок до 14.07.2008 уплатить 1 306 090 руб. 75 коп. и 3 276 руб. 44 коп. недоимки по сбору, образовавшейся по состоянию на 25.08.2008.
Поскольку требование в установленный срок исполнено не было, Инспекция, в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приняла решение от 29.09.08 N 18254 о взыскании 1 671 059 руб. 75 коп. сбора и 3 276 руб. 44 коп. пеней.
Не согласившись с указанными ненормативными актами налогового органа, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, посчитали, что установленная пунктом 7 статьи 333.2 НК РФ льготная ставка сбора в размере 15 процентов применяется только с 05.01.2008, после вступления в силу Закона N 285-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 статьи 333.3 названного Кодекса
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения названным сбором признаются объекты водных биологических ресурсов по перечню, установленному пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов и они составляли 5 000 руб. за тонну трески и 3 500 руб. за тонну пикши.
Законом N 285-ФЗ в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения. Пункт 7 статьи 333.3 НК РФ изложен в новой редакции: "ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи".
В статье 2 Закона N 285-ФЗ указано, что изменения вступают в силу с 1 января 2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона.
Официальной публикацией суды признали публикацию в "Российской газете". Закон N 285-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 05.12.2007, поэтому суды сделали вывод, что пониженная ставка сбора подлежит применению с 5 января 2008 года.
Уплата плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов обусловлена непосредственно фактом выдачи разрешения на осуществление промысла соответствующих видов и объемов водных биологических ресурсов и наличием у плательщика сбора обязанности по соблюдению правил налогообложения.
Права и обязанности по исчислению и уплате сбора возникли у Общества на основании разрешения N ПМ-080072 серии ББ N 024307, выданного 29.12.07 (пункт 2 статьи 333.5 НК РФ). Началом срока действия разрешения и правоотношений по нему является 01.01.2008.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ (в редакции Закона N 285-ФЗ, действовавшей с 05.01.2008) сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.
Следовательно, суды обоснованно сделали вывод, что на дату начала срока действия разрешения N ПМ-080072 серии ББ N 024307 (01.01.2008) действовали ставки сбора, установленные пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 11.11.2003 N 148-ФЗ, в размере 5 000 руб. за тонну трески и 3 500 руб. за тонну пикши и, соответственно, пункт 2 статьи 333.4 НК РФ (в редакции Закона N 285-ФЗ) при исчислении суммы сбора применению не подлежал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктом 2 статьи 333.5 НК РФ, статьей 34 Закона N 166-ФЗ сбор за пользование водными биоресурсами является обязательным взносом, уплата которого производится при получении разрешения и является условием предоставления права на изъятие водных биоресурсов, - т.е. предшествует получению предоставленного права.
Перерасчет суммы сбора в период действия разрешения в связи с изменением ставки сбора, произошедшим после получения уже предоставленного права, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Об этом свидетельствует и внесенное Законом N 285-ФЗ дополнение пункта 2 статьи 333.4 НК РФ, которым установлена обязанность применения плательщиками ставки сбора, установленной на дату начала срока действия разрешения.
Таким образом, обоснован вывод судов о том, что в случае изменения в период действия разрешения ставок сбора плательщик обязан уплачивать сбор по прежним ставкам, действовавшим на момент начала действия разрешения (предоставления права). Внесение изменений в разрешение, связанное с увеличением объема разрешенных к вылову биоресурсов, не влечет применение другой ставки.
Статьей 36 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения, в частности, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи соответствующие изменения вносятся непосредственно в подлинник выданного разрешения или о них сообщается посредством телеграфного отправления и являются неотъемлемой частью первоначально выданного разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В Постановлении от 26.07.2007 N 45 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в связи с этим внесение указанных изменений не может рассматриваться как выдача новой лицензии (разрешения).
Таким образом, произведенное посредством телеграфных сообщений от 14.01.2008, 19.03.2008, 11.04.2008 внесение изменений в разрешение N ПМ-080072 в виде увеличения объема разрешенных к вылову биоресурсов вносит изменения в первоначально выданное разрешение и не может рассматриваться, как выдача нового разрешения, в связи с чем данные изменения не изменяют ни дату выдачи разрешения N ПМ-080072 (29.12.2007), ни дату начала срока его действия (01.01.2008) и не влекут изменение ставки сбора.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Общества.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А42-5313/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманфишпродактс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.