Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2009 г. N А21-3160/2008
См. также определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2009 г. N А21-3160/2008
См. также определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2009 г. N А21-3160/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кремкова В.В. (доверенность от 13.04.2009), от муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области и от Администрации Советского городского округа Калининградской области Бабушкиной И.П. (доверенности от 15.06.2009 и от 13.01.2009 соответственно),
рассмотрев 30.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2008 (судья Кузнецова О.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 (судьи Масенкова И.В., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А21-3160/2008,
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (после реорганизации - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального предприятия "Жилсервис" (после реорганизации - муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области; далее - Предприятие) 22 624 065 руб. 83 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого по четвертый кварталы 2007 года (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 13.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Советского городского округа Калининградской области (далее - Администрация городского округа).
Решением суда первой инстанции от 29.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.04.2009, заявление удовлетворено частично - с Предприятия взыскано 19 314 555 руб. 62 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Предприятие не является собственником отходов, размещением отходов в спорный период занималось муниципальное унитарное предприятие по благоустройству Советского городского округа, при расчете платы неправомерно применен пятикратный повышающий коэффициент.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Управления просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что по результатам проверки правильности исчисления и полноты внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду Управление выявило наличие у Предприятия задолженности по данным платежам за период с первого по четвертый кварталы 2007 года в размере 28 728 655 руб. 29 коп., которые предложило уплатить требованием от 21.04.2008 N 2030 в течение 5 дней с момента получения требования.
Неисполнение Предприятием требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности. При рассмотрении дела в суде Управление, уточнив сумму задолженности, просило взыскать с Предприятия 22 624 065 руб. 83 коп.
Удовлетворяя заявление в части взыскания 19 314 555 руб. 62 коп., суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 названного Федерального закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, согласно которому базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка).
В соответствии с указанным Порядком Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, по которым производится расчет платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Предприятие осуществляет хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, у этого природопользователя имеется задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого по четвертый кварталы 2007 года в размере 19 314 555 руб. 62 коп.
Поскольку требование Управления об уплате платежей в добровольном порядке не исполнено, суды правомерно удовлетворили его заявление о взыскании задолженности, придя к выводу о наличии у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняты во внимание доводы Предприятия о том, что оно не является собственником отходов, а их размещением в спорный период занималось муниципальное унитарное предприятие по благоустройству Советского городского округа.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие является правопреемником муниципального унитарного предприятия по благоустройству Советского городского округа, которое в спорный период осуществляло уставную деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А21-3160/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" муниципального образования "Советский городской округ" Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.