Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2009 г. N А05-13248/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области Коваленко И.А. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2009 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А05-13248/2008,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Соловецкая дизельная электростанция" (далее - Предприятие, МУП "Соловецкая дизельная электростанция") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - Управление фонд) - требования от 16.10.2008 N 191 об уплате 7 833,97 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, и решения от 06.11.2008 N 191 о взыскании указанной суммы пеней.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2009 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 решение суда от 16.01.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение и постановление судов и отказать МУП "Соловецкая дизельная электростанция" в удовлетворении его заявления. Управление фонда считает не основанным на нормах действующего законодательства вывод судов о том, что его действия по принудительному взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование нарушают порядок и очередность удовлетворения требований других кредиторов Предприятия. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что возбужденное судебным приставом-исполнителем 13.11.2008 исполнительное производство окончено 26.11.2008 на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по причине принятия Предприятием решения о ликвидации. Исполнительные документы судебный пристав-исполнитель направил в ликвидационную комиссию Предприятия для исполнения в порядке очередности, установленной ликвидатором в соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Управление фонда также ссылается на невыполнение ликвидационной комиссией Предприятия обязанности по выявлению кредиторов, на неуведомление Управления фонда в письменной форме о принятом решении о ликвидации Предприятия, вследствие чего и ввиду наличия у последнего задолженности по страховым взносам и пеням Управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании. Арбитражный суд Архангельской области решениями от 24.07.2008 по делу N А05-4724/2008, от 24.07.2008 по делу N А05-4725/2008 и от 14.10.2008 по делу N А05-7690/2008 взыскал с Предприятия задолженность по страховым взносам и пеням за полугодие, 9 месяцев 2007 года и 2007 год. Поскольку присужденная судом к выплате задолженность по страховым взносам Предприятием не погашена, Управлением фонда начислены в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пени на эту задолженность. Сумма начисленных пеней включена в оспариваемые Предприятием требование и решение. Ввиду отсутствия специального порядка исполнения обязанности по уплате страховых взносов и пеней при ликвидации организации, Управление считает, что с учетом статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" подлежит применению статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Положения этой статьи не исключают, по мнению Управления фонда, возможность бесспорного взыскания пеней или - в отсутствие такой возможности - обращения в суд с заявлением о взыскании пеней к ликвидируемому должнику. Поэтому у судов не имелось правовых оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов Управления фонда.
Муниципальное унитарное предприятие "Соловецкая дизельная электростанция" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Соловецкая дизельная электростанция" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.1991, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (л.д. 10). Муниципальное образование "Сельское поселение Соловецкое" 29.04.2008 приняло решение N 29/4 о ликвидации Предприятия, в связи с чем распоряжением от 30.04.2008 N42 (л.д. 9) назначена ликвидационная комиссия. Записи о принятии решения о ликвидации МУП "Соловецкая дизельная электростанция", о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр юридических лиц 20.05.2008 (л.д. 14-15).
В сообщении о ликвидации Предприятия, опубликованном в газете "Вестник государственной регистрации" N 21 за май 2008 года указано на возможность предъявления кредиторами требований в течение двух месяцев с момента публикации.
В июне 2008 года Управление фонда направило председателю ликвидационной комиссии Предприятия требование от 03.06.2008 N 01-10-2613 (л.д. 18) о включении в промежуточный ликвидационный баланс 197 114,79 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 10 415,99 руб. пеней на основании выставленных в адрес Предприятия требований от 22.02.2008 N 101 и 102, от 03.02.2008 N33 и 34, касающихся задолженности за 2007 - 2008 годы.
Обязанность Предприятия уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (полугодие, 9 месяцев 2007 года и 2007 год в целом) с соответствующей суммой пеней подтверждена решениями Арбитражного суда Архангельской области от 24.07.2008 по делу N А05-4724/2008, от 24.07.2008 по делу N А05-4725/2008 и от 14.10.2008 N А05-7690/2008. Эта задолженность в общей сумме 159 449,79 руб. включена в промежуточный ликвидационный баланс в третью очередь (л.д. 22-24).
Ввиду неуплаты Предприятием присужденной арбитражным судом задолженности по страховым взносам за 2007 год, Управление фонда дополнительно начислило 7 833,97 руб. пеней, на уплату которых выставило требование от 16.10.2008 N 191. Предприятие требование не исполнило, поэтому Управление фонда приняло решение от 06.11.2008 N 191 о принудительном взыскании пеней (л.д. 17).
Требование Управления фонда от 16.10.2008 N191 и его решение от 06.11.2008 N191 Предприятие оспорило в арбитражном суде. По мнению Предприятия, Управление фонда незаконно начислило пени за несвоевременную уплату задолженности по страховым взносам, включенным в промежуточный ликвидационный баланс. Предприятие считает, что поскольку добровольная ликвидация является одной из процедур ликвидации организаций различных организационно-правовых форм, а нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат правила о прекращении начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате налоговых и иных обязательных платежей до их включения в промежуточный ликвидационный баланс, подлежит применению по аналогии соответствующее правило Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно нормам пункта 2 статьи 95, пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 126 названного Федерального закона пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после установления требований кредиторов и их включения в реестр, не начисляются.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Суды пришли к выводу об отсутствии у Управления фонда права на осуществление в период нахождения Предприятия в стадии ликвидации действий по бесспорному взысканию пеней, к которым суды отнесли направление страхователю требования об уплате пеней и вынесение решения об их взыскании. Суды признали эти действия Управления фонда противоречащими положениям статьи 64 ГК РФ и статьи 49 НК РФ, нарушающими порядок и очередность удовлетворения требований остальных кредиторов.
При этом суды признали не основанной на нормах действующего законодательства позицию Предприятия о незаконном начислении Управлением фонда пеней, указав, что статьи 81, 95, 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", на которые ссылается страхователь, не подлежат применению в случае ликвидации юридического лица по решению его учредителя.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов об отсутствии у Управления фонда законных оснований принимать решение о взыскании страховых взносов (пеней) в бесспорном порядке в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями решения о ликвидации, создания ликвидационной комиссии и внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записей о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 6 статьи 26 названного Федерального закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется - в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного закона.
До принятия такого решения, в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан направить страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ). Если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, указанные в требовании, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вынести решение об их взыскании в бесспорном порядке.
В то же время, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, нахождение организации в стадии ликвидации является основанием - в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ - для применения особого порядка взыскания страховых взносов (пеней, штрафов), предусмотренного в статье 49 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
То есть после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемой организации, ликвидационная комиссия приступает к исполнению заявленных кредиторами имущественных требований, в том числе требований территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате задолженности по страховым взносам и пеням.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ГК РФ задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Приведенные положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не допускают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в том числе территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, иного порядка и очередности удовлетворения имеющихся требований.
Таким образом, в период нахождения организации - страхователя в стадии ликвидации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не праве принимать решения о бесспорном взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, так как это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и нарушает порядок и очередность удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.
В случае же отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы страховых взносов (пеней) либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования Управление фонда согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.
Названная норма предусматривает как способ защиты интересов кредитора, которому отказано в удовлетворении его требования - предъявление иска в суд, так и способ удовлетворения его требований в случае их обоснованности - за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Кроме того, положения статьи 49 НК РФ не исключают возможность использования предусмотренного в пункте 3 статьи 46 НК РФ права на обращение в суд к ликвидируемой организации - страхователю при наличии правовых препятствий для бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов.
Учитывая изложенное, признание судами недействительным принятого Управлением фонда решения от 06.11.2008 N 191 о взыскании 7 833,97 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, является законным и обоснованным.
В то же время кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов об отсутствии у Управления фонда законных оснований для направления организации, находящейся в стадии ликвидации, требования об уплате страховых взносов и (или) пеней.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 64 ГК РФ отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении требования кредитора является основанием для его обращения в суд с иском к этой комиссии. То есть названная норма предусматривает обязательное предъявление кредиторами имеющихся требований к ликвидационной комиссии.
Кроме того, требования кредиторов могут быть заявлены и после истечения установленного срока для предъявления кредиторами требований.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В данном случае Управление фонда направило в ликвидационную комиссию Предприятия требование от 16.10.2008 N 191 об уплате 7 833,97 руб. пеней, дополнительно начисленных за просрочку уплаты задолженности по страховым взносам, включенной в промежуточный ликвидационный баланс, за период с 03.06.2008 по 16.10.2008 (л.д. 36-37).
Обоснованность начисления Управлением фонда пеней по размеру (по периодам и основаниям их начисления) Предприятие не оспаривает.
Ссылка Предприятия на незаконность начисления Управлением фонда пеней, обоснованная нормами статей 81, 95, 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", правомерно отклонена судами.
При названных обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания недействительным требования Управления фонда от 16.10.2008 N 191 об уплате 7 833,97 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты (за период с 03.06.2008 по 16.10.2008) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год.
Поэтому решение и постановление судов подлежат отмене в части признания недействительным требования Управления фонда от 16.10.2008 N191 как принятые с нарушением норм материального права, а требования Предприятия в этой части - отклонению.
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2009 по делу N А05-13248/2008 отменить в части признания недействительным требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области от 16.10.2008 N 191.
В отмененной части в удовлетворении заявления о признании недействительным названного требования отказать.
В остальной части решение от 16.01.2009 и постановление от 24.03.2009 оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.