Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июля 2009 г. N А05-1895/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Бычковой Е.Н. и Кустова А.А.,
при участии от ОАО "ТГК-2" Трубицына К.А. (доверенность от 23.06.2009), Царевой В.В. (доверенность от 31.12.2008), Деменчук А.Б. (доверенность от 18.05.2009), от Департамента по тарифам и ценам Архангельской области Власовой Е.И. (доверенность от 05.02.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2009 по делу N А05-1895/2009 (судьи Бунькова Е.В., Антонова Н.Ю., Бабичев О.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании постановления Департамента по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Департамент) от 30.12.2008 N 73-э/13 "О внесении изменений и дополнений в постановление Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2008 года N 65-э/5" (далее - Постановление от 30.12.2008) не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109), приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 08.08.2008 N 135-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2009 год" (далее - Приказ N 135-э/1) и полностью недействующим.
Решением от 27.04.2009 Постановление от 30.12.2008 признано не соответствующим Закону N 41-ФЗ и Постановлению N 109 и полностью недействующим.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представители Общества поддержали доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Закона N 41-ФЗ и Постановления N 109 Департамент постановлением от 28.11.2008 N 65-э/5 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" потребителям Архангельской области" (далее - Постановление от 28.11.2008) установил и ввел в действие с 01.01.2009 тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом на узел теплоснабжения 1 "Система централизованного теплоснабжения г. Северодвинска", узел теплоснабжения 2 "Система централизованного теплоснабжения г. Архангельска" в режиме комбинированной выработки, узел теплоснабжения 3 "Система теплоснабжения от локальных источников г. Архангельска" согласно соответственно приложениям N 1, 2, 3.
Распоряжением администрации Архангельской области от 29.12.2008 N 302-ра/50 "О мерах по снижению тарифов на товары (услуги) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в условиях кризисных явлений в экономике" (далее - Распоряжение Администрации) Департаменту поручено, в частности, внести в декабре 2008 года изменения в решения об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую (в том числе локальными котельными) на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения, с учетом сохранения в первом полугодии 2009 года тарифов, действующих в 2008 году.
На основании указанного распоряжения Департамент принял Постановление от 30.12.2008, которым внес в Постановление от 28.11.2008 названные изменения, осуществив при этом разбивку рассматриваемых тарифов на первое и второе полугодия 2009 года.
Факт опубликования Постановления от 30.12.2008 в установленном законом порядке участвующими в деле лицами не оспаривается (лист дела 80).
Общество, считая, что в нарушение требований части второй статьи 2 Закона N 41-ФЗ и абзаца первого пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 109 (далее - Правила), Постановлением от 30.12.2008 установлены тарифы на тепловую энергию на срок менее года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель также указывает, что Постановление от 30.12.2008 принято без надлежащего уведомления Общества о дате, времени и месте рассмотрения вопроса о внесении изменений в указанные тарифы, что является существенным нарушением требований к процедуре принятия решения об установлении (изменении) тарифа на тепловую энергию, предусмотренных пунктами 18, 19 Правил и разделом ЙV Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ от 08.04.2005 N 130-э.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду раздел IV названного Регламента
Кроме того, Общество ссылается на то, что в нарушение положений части четвертой статьи 2 Закона N 41-ФЗ и пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 109 (далее - Основы), тарифы для ряда потребителей Постановлением от 30.12.2008 установлены в размере 637,09 руб./Гкал, то есть ниже предельного минимального уровня тарифа на тепловую энергию (643,53 руб./Гкал), установленного Приказом N 135-э/1 для Архангельской области. По мнению заявителя, указанное обстоятельство, а также то, что при установлении спорных тарифов не были учтены 351 656 руб. выпадающих доходов Общества, свидетельствуют о нарушении Постановлением от 30.12.2008 прав и законных интересов данного лица в сфере экономической деятельности.
Возражая против удовлетворения заявления, Департамент считает, что внесение регулирующим органом изменений в собственное решение до срока введения в действие рассматриваемых тарифов не противоречит действующему законодательству и осуществлено во исполнение Распоряжения Администрации согласно статье 5 Закона Архангельской области от 21.06.2006 N 175-11-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Архангельской области" и пункту 3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 14.05.2007 N 95-па.
Департамент указывает, что пунктом 21 Правил предусмотрена календарная разбивка регулирующим органом сроков действия тарифов, а требования пункта 18 Правил о предварительном извещении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, не применяются при решении вопроса о внесении изменений в ранее принятые решения регулирующего органа.
По мнению Департамента, Постановление от 30.12.2008 не противоречит Приказу N 135-э/1, которым предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию установлены в среднем по субъектам Российской Федерации без учета дифференциации, в частности, по группам потребителей, поскольку средневзвешенный тариф на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, по Архангельской области установлен в предписанных ФСТ пределах.
Департамент полагает, что при принятии Постановления от 30.12.2008 была учтена возможность компенсации за счет регионального бюджета выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, так как Распоряжением Администрации Департаменту финансов Архангельской области поручено внести соответствующие изменения в закон о бюджете данного субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, признав Постановление от 30.12.2008 полностью недействующим ввиду несоответствия Закону N 41-ФЗ и Постановлению N 109, указал на недопустимость изменения установленного тарифа на тепловую энергию по инициативе регулирующего органа, за исключением случая приведения решения об установлении тарифа в соответствие с актом ФСТ об изменении предельных уровней таких тарифов. Суд пришел также к выводу, что при принятии Постановления от 30.12.2008 Департаментом нарушен предусмотренный Правилами порядок установления тарифов на тепловую энергию, подлежащий применению как при утверждении тарифа впервые и на новый расчетный период регулирования, так и в случае изменения тарифа после его утверждения, но до введения его в действие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым Постановлением от 30.12.2008 предусмотрены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Архангельской области Обществом, без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по отпуску тепловой энергии.
Указанные обстоятельства позволили суду правомерно отнести оспариваемое Постановление от 30.12.2008 к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии заявления к производству не допущено нарушений правил о подведомственности (пункт 1 статьи 29, часть третья статьи 191 АПК РФ, статья 7.1 Закона N 41-ФЗ).
В силу части четвертой статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления - один из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав, а статья 13 ГК РФ определяет условия его реализации и направлена на обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и правильно применив положения частей четвертой, пятой статьи 194 АПК РФ, Закона N 41-ФЗ, Правил, Постановления N 109, суд первой инстанции правомерно признал Постановление от 30.12.2008 полностью недействующим и не соответствующим Закону N 41-ФЗ и Постановлению N 109, имеющим большую юридическую силу.
Обстоятельства дела в указанной части были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции.
Факт установления оспариваемым нормативным правовым актом тарифов для ряда потребителей в размере ниже предельного минимального уровня тарифа на тепловую энергию, установленного Приказом N 135-э/1 для Архангельской области на 2009 год, подтверждается материалами дела и Департаментом не оспаривается. Кассационная инстанция считает, что указанное обстоятельство, а также то, что при установлении спорных тарифов не были учтены выпадающие доходы Общества, свидетельствуют о нарушении Постановлением от 30.12.2008 прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятого по делу судебного акта, устанавливая правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2009 по делу N А05-1895/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.