Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июля 2009 г. N А44-370/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 08.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Костюхина Алексея Александровича на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А44-370/2009 (судьи Мурахина Н.В., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Костюхин Алексей Александрович (далее - Костюхин А.А.) обратился в Боровичский городской суд Новгородской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе (далее - Управление) от 05.11.2008 N 612 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Боровичского городского суда от 24.11.2008 по делу N 12-159/2008 в удовлетворении заявления отказано.
Решением Новгородского областного суда от 17.12.2008 указанное решение Боровичского городского суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением Боровичского городского суда от 13.01.2009 дело передано по подведомственности в Арбитражный суд Новгородской области.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18.02.2009 (судья Разживин А.А.) заявление предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Костюхин А.А. просит отменить указанное постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение этим судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Управлением в период с 17.10.2008 по 24.10.2008 проведена проверка соблюдения Костюхиным А.А. законодательства в сфере защиты прав потребителей, которой выявлено и отражено в акте от 24.10.2008 N 779 включение им в договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенных в 2006-2008 годах с гражданами Алексеевой Е.Г., Выходовым А.А., Моргуновым А.Н., Пановой Т.М., Терским Е.И., Юсуповым С.Е., условий, ущемляющих права потребителей.
По результатам проверки в отношении Костюхина А.А. составлен протокол от 27.10.2008 N 612 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, согласно которому предпринимателю вменено нарушение пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон) и пункта 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (далее - Правила) в связи с неуказанием в договорах срока оказания услуг и цены договора, а также частей 1 и 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с определением в договорах срока оплаты услуг за текущий месяц до 10 числа этого месяца и установлением размера пени за несвоевременную оплату в размере 0,1% от суммы платежа за каждый день просрочки.
Постановлением Управления от 05.11.2008 N 612 Костюхин А.А. признан виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприниматель оспорил постановление Управления в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что неуказание в договорах срока оказания услуг и цены договора подлежит квалификации по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а определение в договорах срока оплаты услуг за текущий месяц до 10 числа этого месяца и установление размера пени за несвоевременную оплату в размере 0,1% от суммы платежа за каждый день просрочки не влечет административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку вывоз твердых бытовых отходов не относится к коммунальным услугам и не регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации правонарушения, выражающегося в неуказании в договорах срока оказания услуг и цены договора, однако отменил решение суда и отказал предпринимателю в удовлетворении заявления, посчитав, что вывоз твердых бытовых отходов относится к коммунальным услугам.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).
Согласно пункта 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны указываться сроки оказания услуг, цена, порядок оплаты и другие условия.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Следовательно, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано на неправильную квалификацию Управлением действий Костюхина А.А., не указавшего в договорах срока оказания услуг и цены договора, по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, в силу которой административным правонарушением признается включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 10 Правил цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявления, посчитал, что вывоз твердых бытовых отходов относится к коммунальным услугам, в связи с чем условия договора на оказание этих услуг не должны противоречить требованиям статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. При этом данными Правилами не предусмотрено оказание такого вида коммунальных услуг как вывоз твердых бытовых отходов.
Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются коммунальными, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления.
Положения ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" и Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), на которые сослался апелляционный суд, в рассматриваемом случае неприменимы, как не относящиеся к объекту правонарушения - общественным отношениям, возникающим в процессе заключения потребителем договора оказания услуг.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции, признавшего оспариваемое постановление незаконным, следует оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А44-370/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.02.2009 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.