Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2009 г. N А21-2853/2008
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N 12478/09 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л. и Коняевой Е.В.,
при участии от Рыбколхоза Исаевой А.В. (доверенность от 15.12.2008), Николаенко О.А. (доверенность от 16.12.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2008 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 (судьи Марченко Л.Н., Герасимова М.М., Ларина Т.С.) по делу N А21-2853/2008,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив - рыболовецкий колхоз "Труженик моря" (далее - Рыбколхоз) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее - Теруправление) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - Управление Росрегистрации) о признании недействительным и не подлежащим применению распоряжения Теруправления от 16.01.2008 N 11-р "О внесении земельного участка в реестр федерального имущества", принятого в отношении земельного участка площадью 56 400 кв. м с кадастровым номером 39:05:00-00-00:0224 в пос. Рыбачий Зеленоградского района Калининградской области, и о признании незаконными действий Управления Росрегистрации в части государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориально управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Калининградской области (далее - Теруправление РосОЭЗ).
Определением от 02.10.2008 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправление заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее также Теруправление).
Решением от 05.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 названное решение оставлено без изменения.
Теруправление в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок, расположенный в границах национального парка, в силу прямого указания закона - Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.95 N 33-ФЗ) - относится к федеральной собственности, в связи с чем Администрация Зеленоградского района была не вправе распоряжаться данным участком; спорный участок не подлежал приватизации, поскольку расположен в пределах береговой полосы Куршского залива, а также относится к землям, ограниченным в обороте, так как занят особо ценным объектом, включенным в Список всемирного наследия; не соответствуют имеющимся в деле доказательствам выводы суда о том, что границы национального парка "Куршская коса" не установлены и спорный участок не находится в границах национального парка; отнесение участка к землям поселений не исключает распространение на него режима земель особо охраняемых территорий.
Рыбколхоз в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что оснований для отнесения спорного земельного участка, находящегося в границах населенного пункта и не изъятого из хозяйственного использования Рыбколхоза, к федеральной собственности не имеется; с заявителем правомерно заключен договор купли-продажи данного участка в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, ограничения на приобретение участка в собственность в порядке переоформления права земельным законодательством не установлены.
Теруправление РосОЭЗ в отзыве на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что границы особо охраняемых природных территорий в настоящее время не установлены, соглашаясь с выводами суда о том, что спорный участок, расположенный в границах населенного пункта, не может быть отнесен к особо охраняемой природной территории без зонирования территории населенного пункта согласно градостроительной документации.
В судебном заседании представители Рыбколхоза против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Приморского районного Совета депутатов трудящихся рыбацкой артели "Труженик моря" выдан акт от 30.09.57 об отводе в постоянное пользование земельного участка площадью 35,19 га.
Впоследствии Исполнительным комитетом Зеленоградского районного Совета депутатов трудящихся рыболовецкому колхозу "Труженик моря" (далее также Рыбколхоз) выдан акт от 11.06.76 об отводе в постоянное пользование 39,23 га.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.11.87 N 423 создан национальный парк "Куршская коса" Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 6 621 гектар. Согласно пункту 1 указанного постановления в состав национального парка "Куршская коса" включен 351 гектар земель Рыбколхоза без изъятия их из хозяйственной эксплуатации с разрешением Рыбколхозу осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую задачам национального парка.
Решением Десятой сессии 21 созыва Зеленоградского районного Совета народных депутатов Калининградской области от 28.01.92 из состава земель Рыбколхоза изъяты 338 га земель для передачи их в ведение Рыбачьего поселкового Совета народных депутатов. На основании указанного решения Рыбколхозу выдан государственный акт о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользование 12,42 га земель для обеспечения хозяйственной деятельности. Согласно чертежу границ земель, прилагавшемуся к государственному акту, в состав земель площадью 12,42 га входит 14 участков, в том числе два производственных участка площадью 1,82 га и 5,64 га.
На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Калининградской области от 15.12.2003 N 1607-р "О внесении земельных участков в реестр федерального имущества" за Российской Федерацией 19.01.2004 зарегистрировано право собственности на национальный парк (земли лесного фонда) площадью 6250,52 га, что удостоверено свидетельством серии 39-АА N 207851.
Постановлениями главы муниципального образования "Зеленоградский район" Калининградской области от 20.08.2007 N 2361 и от 31.03.2008 N 386 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Рыбколхоза земельными участками площадью 18 200 кв. м и 56 400 кв. м, относящимися к категории земель населенных пунктов; указанные земельные участки в границах согласно прилагаемому чертежу предоставлены Рыбколхозу в собственность за плату для обеспечения хозяйственной деятельности.
На основании названных постановлений Администрация муниципального образования "Зеленоградский район" Калининградской области (продавец) и Рыбколхоз (покупатель) заключили договоры от 20.08.2007 N 69/2007 и от 04.04.2008 N 182/2008 купли-продажи двух указанных земельных участков по цене 871 553 руб. и 1 409 774 руб. соответственно, уплаченных покупателем.
На основании договора купли-продажи от 20.08.2007 N 69/2007 за Рыбколхозом 10.09.2007 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 18 200 кв. м, что удостоверено свидетельством серии 39-АА N 508765.
В то же время распоряжением Теруправления от 16.01.2008 N 11-р со ссылкой на пункт 1 статьи 17, статьи 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14.03.95 N 33-ФЗ, Федеральный закон от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, от 16.07.2007 N 447 земельный участок площадью 56 400 кв. м, относящийся к землям населенных пунктов, предоставленный Рыбколхозу в постоянное (бессрочное) пользование для обеспечения хозяйственной деятельности, внесен в реестр федерального имущества. Пунктом 2 данного распоряжения указано на наличие у участка обременений и ограничений в использовании в виде ограничения в обороте и запрета предоставлять в собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), а также соблюдения режима хозяйствования, проживания и природопользования на земельном участке, расположенном в зоне хозяйственного назначения национального парка "Куршская коса", установленного Федеральным законом от 14.03.95 N 33-ФЗ.
На основании указанного распоряжения и выписки из реестра федерального имущества за Российской Федерацией 11.02.2008 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 56 400 кв. м, относящийся к землям населенных пунктов с назначением - для обеспечения хозяйственной деятельности, с указанием на существующие ограничения (обременения) права в виде охранной зоны, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2008 серии 39-АА N 547452.
В апреле 2008 года Рыбколхоз обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 56 400 кв. м. Однако уведомлением от 04.05.2008 Управление Росрегистрации сообщило об отказе в государственной регистрации в связи с наличием противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку в отношении данного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Рыбколхоз, считая, что спорный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, неправомерно внесен в реестр федерального имущества, в связи с чем незаконна государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный участок, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу названной статьи в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации, что предполагает оспаривание заявителем правоустанавливающих документов, послуживших основанием для соответствующей государственной регистрации.
В данном случае право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно указанной статье к федеральной собственности, в частности, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ территории национальных парков, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью.
В силу статьи 12 названного Закона национальные парки являются учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в соответствующих целях. Земля, находящаяся на территории национальных парков, предоставляется в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, национальный парк "Куршская коса" Министерства лесного хозяйства РСФСР общей площадью 6621 гектар создан на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.11.87 N 423 "О создании национального парка "Куршская коса" в Калининградской области", приказа Министерства лесного хозяйства РСФСР от 24.11.87 N 272 в целях сохранения уникальных природных комплексов Куршской косы и использования их в просветительских, рекреационных, научных и культурных целях. Национальному парку предоставлено в пользование 6270 гектар земель государственного лесного фонда; в состав национального парка "Куршская коса" включен 351 гектар земель Рыбколхоза без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Названным постановлением Совета Министров РСФСР Калининградскому облисполкому совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР и ведомствами было предписано уточнить границы национального парка.
Согласно Положению о государственном учреждении "Национальный парк "Куршская коса", утвержденному Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации 31.01.2001, в границы национального парка включены помимо земель лесного фонда земли других собственников и пользователей без их изъятия из хозяйственной эксплуатации. В соответствии с приложениями 3, 4 к названному положению, регулирующими функциональное зонирование национального парка и содержащими описание функциональных зон, в границы парка входит зона хозяйственного назначения, включающая земли, находящиеся в ведении администрации Куршского поселкового округа - жилые территории поселков Лесное, Рыбачий, Морское, а также сельскохозяйственные угодья поселка Рыбачий.
Согласно Положению о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Куршская коса", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.04.2008 N 71, общая площадь территории национального парка составляет 6 621 га, из которых национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 6270 га. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 351 га (пункт 3 Положения).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что спорный земельный участок площадью 56 400 кв. м входит в земли площадью 351 га. На земли национального парка площадью 6 250,52 га, предоставленные согласно Положению национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 19.01.2004.
Согласно имеющимся в деле документам кадастрового учета спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для обеспечения хозяйственной деятельности. Такие же характеристики участка указаны и при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него. На данном земельном участке находятся принадлежащие Рыбколхозу на праве собственности объекты недвижимости.
Проанализировав собранные по делу документы, суд пришел к выводу, что поскольку границы национального парка в настоящее время не установлены, не имеется оснований утверждать, что спорный участок находится в границах национального парка.
Вопреки требованиям части первой статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Теруправление не доказало наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, а именно наличие оснований для включения в реестр федерального имущества земельного участка, который по данным кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для обеспечения хозяйственной деятельности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Рыбколхозу и не изъят из его хозяйственного использования. Таким образом, Теруправление не представило убедительных доказательств в подтверждение того, что спорный участок входит в состав земель национального парка, относящихся к особо охраняемым природным территориям.
При регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано обременение в виде охранной зоны. Между тем согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ охранные зоны создаются на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли в целях защиты этих территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что выводы суда об обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права к установленным судом обстоятельствам применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу N А21-2853/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
Е.В. Коняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.