Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2009 г. N А56-6125/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Фабричниковой Е.Н. (доверенность от 17.11.2008), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Фабричниковой Е.Н. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2009 (судья Астрицкая С.Т.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 (судьи Герасимова М.М., Марченко Л.Н., Масенкова И.В.) по делу N А56-6125/2008,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Медик Мария Владимировна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- признать незаконными действия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация), выразившиеся в непредоставлении договора купли-продажи земельного участка площадью 109 800 кв.м, кадастровый номер 47:01:11-22-001:0012, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", поселок Барышево,
- обязать Администрацию направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации (далее - КУМИ).
Решением от 04.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 15.12.2008 отменил указанное решение, передал дело на новое рассмотрение в тот же суд с указанием на необходимость установить, использует ли Медик М.В. испрашиваемый земельный участок по целевому назначению (для ведения фермерского хозяйства) и имеет ли она право на выкуп земельного участка в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения).
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции решением от 20.02.2009 удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция постановлением от 13.05.2009 оставила решение 20.02.2009 без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление как противоречащие нормам материального права и принятые с нарушением норм процессуального права, и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы ссылается на следующее: спорный земельный участок по целевому назначению Медик М.В. не использует, представленные заявителем документы не позволяют установить целевое использование именно этого земельного участка; выкупу земельного участка препятствует нахождение на его территории трех капитальных строений, собственник которых вправе претендовать на часть испрашиваемого земельного участка; судебные акты приняты о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области (далее - Леноблкомимущество), имеющего в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения и статьи 8 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N107-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области" (далее - Закон N 107-ОЗ) преимущественное право покупки земель сельхозназначения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации и КУМИ поддержал доводы жалобы.
Медик М.В. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явилась и своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации от 17.06.1992 N 1588 Медик М.В., являющейся главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Арина", из фонда земель Выборгского городского Совета народных депутатов выделены земельные участки (площадью 10,98 га - в пожизненное наследуемое владение) и площадью 6,36 га - в собственность) для организации крестьянского хозяйства многоотраслевого направления.
На основании данного постановления за Медик М.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 63 600 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0011 и право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 109 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0012 для организации крестьянского хозяйства "Арина" (свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2005 серии 47АА N 046576 и 046577). Земельные участки находятся на берегу реки Вуоксы по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Житковская волость, поселок Барышево.
Медик М.В. обратилась 12.11.2007 к главе Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 109 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0012, находящегося у нее в пожизненном наследуемом владении, в собственность за плату путем заключения соответствующего договора, ссылаясь на Закон об обороте земель сельхозназначения.
В ответ на данное заявление КУМИ в письме от 11.01.2008 N ОЗ-38 сообщил, что считает нецелесообразной приватизацию испрашиваемого земельного участка ввиду неиспользования его по назначению согласно справке отдела технической и аграрной политики Администрации от 17.07.2007 N 110, а также указал на необходимость представить документы на недостроенный жилой дом, расположенный на этом земельном участке.
Медик М.В., считая, что Администрация незаконно отказывает ей в заключении договора купли-продажи названного земельного участка, обратилась с настоящими требованиями в суд.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции признал оспариваемые действия Администрации незаконными и обязал ее направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка. Суд пришел к выводу, что в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пункта 12 статьи 4 Закона N 107-ОЗ Медик М.В. вправе выкупить земельный участок, закрепленный за ней на праве пожизненного наследуемого владения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в установленном Законом N 137-ФЗ порядке переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Исследовав представленные Медик М.В. документы, суд признал доказанным факт использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Доводы Администрации о том, что представленные заявителем документы не имеют отношения к спорному земельному участку и содержат сведения об использовании другого земельного участка площадью 6,36 га, принадлежащего Медик М.В. на праве собственности, и что заключению договора купли-продажи спорного земельного участка препятствует нахождение на нем трех капитальных строений, не принадлежащих заявителю, апелляционная инстанция посчитала недоказанными и несостоятельными.
Апелляционный суд указал, что наличие построек на спорном земельном участке не может препятствовать оформлению на этот участок права собственности, поскольку доказательств принадлежности этих объектов третьим лицам Администрация не представила. Более того, в судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации подтвердил принадлежность строений членам крестьянского (фермерского) хозяйства "Арина".
Положения статьи 8 Закона об обороте земель сельхозназначения, которая предусматривает преимущественное право покупки субъекта Российской Федерации при продаже земель сельхозназначения, не распространяются на случаи приобретения гражданами или юридическими лицами земельных участков в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 10 того же Закона.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили заявление Медик М.В.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельхозназначения приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 6 Закона об обороте земель сельхозназначения установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно постановлению главы Администрации от 17.06.1992 N 1588 и свидетельству о государственной регистрации права от 30.05.2005 серии 47 АА N 046577 земельный участок площадью 10,98 га предоставлен Медик М.В. в пожизненное наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства многоотраслевого направления.
Пунктом 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельхозназначения и пунктом 12 статьи 4 Закона N 107-ОЗ предусмотрено, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ; сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Следовательно, покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные Медик М.В. документы, в частности акты обследования земельных площадей крестьянского хозяйства и проведения весенне-полевых работ от 25.11.2004, от 16.05.2005 N 1 и от 16.09.2005 N 3; сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2008 год; договоры на оказание услуг по заготовке сена от 10.06.2006 N 1а, от 15.06.2007 N 1а, от 04.08.2008 N 1а, заключенные с ООО "Восход"; документы об оплате оказанных услуг и акты приема выполненных работ от 05.08.2006, от 01.08.2007, от 19.08.2008, пришли к выводу, что предоставленный Медик М.В. в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 10,98 га с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0012, используется ею по целевому назначению; доказательств обратного Администрация не представила.
В полномочия кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ переоценка фактических обстоятельств, установленных по делу судами первой и апелляционной инстанций, не входит.
Поскольку суды обеих инстанций правомерно признали, что обжалуемые действия Администрации нарушают приведенные нормы земельного законодательства, а также права и законные интересы заявителя, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения от 20.02.2009 и постановления от 13.05.2009.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А56-6125/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.