Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июля 2009 г. N А44-1864/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от Комитета лесного хозяйства Новгородской области Чистяковой А.А. (доверенность от 23.07.2009), от ООО "Комтранс" генерального директора Сидорова Ю.П. (протокол собрания участников общества от 11.06.2009) и Богданова А.Г. (доверенность от 03.06.2008),
рассмотрев 27.07.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комтранс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.02.2009 (судья Чепрасов А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 (судьи Рогатенко Л.Н., Елагина О.К., Моисеева И.Н.) по делу N А44-1864/2008,
установил:
Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Новоселицкого лесничества (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комтранс" (далее - ООО "Комтранс") о взыскании 1 906 668 руб. 40 коп. задолженности по арендной плате по договорам аренды участков лесного фонда от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2003 N 9, в том числе 1 232 292 руб. 80 коп. - в доход федерального бюджета, 674 375 руб. 60 коп. - в доход бюджета Новгородской области; а также о взыскании 2 901 879 руб. штрафа в доход федерального бюджета.
Решением от 20.02.2009 исковые требования удовлетворены частично, взыскано с ООО "Комтранс" в пользу Комитета задолженность по арендной плате по договорам аренды участков лесного фонда от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2003 N 9 в сумме 1 906 668 руб. путем перечисления: 1 232 292 руб. 80 коп. в доход федерального бюджета УФК МФ РФ по Новгородской области, 674 375 руб. 60 коп. в доход бюджета Новгородской области УФК по Новгородской области; взыскано с ООО "Комтранс" штрафные санкции за увеличение площади непокрытой лесной растительностью по договорам аренды участка лесного фонда от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2003 N 9 в сумме 725 469 руб. 75 коп. путем перечисления в доход федерального бюджета УФК МФ РФ по Новгородской области. В остальной части иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Комтранс" просит решение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
Податель жалобы указывает, что судом неправильно применено Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшее до 11.06.2007; вывод суда об обязании внесения арендной платы, исходя из установленного объема лесопользования, независимо от использования лесосеки и выдачи лесорубочных билетов, противоречит пункту 30 указанного Положения. Податель жалобы указывает, что Комитет не выполнил требования пунктов 34, 43 и 45 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, не исполнял своих договорных обязательств, не отвел лесосечный фонд в объеме 39 929 куб. метров на 2007 год, не сделал материально-денежную оценку и не передал отведенные лесосеки, не выписал лесорубочные билеты. По мнению подателя жалобы, после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации договоры с ООО "Комтранс" не приведены в соответствие с законодательством и действовали в прежней редакции до окончания срока их действия. Податель жалобы считает, что в силу статей 612 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации сумма арендных платежей должна быть уменьшена, в связи с невыдачей лесорубочных билетов, так как ухудшились условия пользования арендованным имуществом. По мнению подателя жалобы, отсутствуют основания взыскания штрафа за увеличение площади непокрытой лесной растительностью.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители ООО "Комтранс" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Комитета обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между Федеральным государственным учреждением "Новоселицкое опытное лесное хозяйство" (арендодатель) и ООО "Комтранс" заключены договоры аренды участков лесного фонда от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2009 N 9, согласно которым арендодатель предоставляет арендатору участки лесного фонда на территории Новоселицкого опытного лесного хозяйства на общей площади 15 436 га и на общей площади 1 129 га сроком на 5 лет для осуществления лесопользования, заготовка древесины.
Пунктом 5.1 договора от 04.02.2003 N 6 определен ежегодный размер арендной платы за весь участок арендованного лесного фонда в размере 1 778 400 руб., договора от 24.07.2009 N 9 - 125400 руб. В соответствии с пунктами 7.2.2 договоров арендатор обязуется вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договорами.
В главах 8 и 9 договоров от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2009 N 9 предусмотрены: порядок приемки и оплаты проведенных арендатором лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ и порядок оплаты лесовосстановительных работ; ответственность за невыполнение лесовосстановительных работ, несвоевременную передачу участков лесного фонда с проведенными мероприятиями в виде уплаты неустойки в размере однократной стоимости затрат.
Пунктами 12.4 договоров предусмотрено, что расторжение (прекращение) договора не освобождает арендатора от необходимости погашения задолженности по арендной плате, выплате неустойки и штрафных санкций.
Главы 13 договоров устанавливают требования к участкам лесного фонда, возвращаемых после истечения срока аренды или досрочного расторжения договора. Возвращаемые участки лесного фонда должны находиться в облесенном состоянии, удельный вес покрытых лесом земель должен быть не ниже, чем до передачи в аренду, удельный вес хвойных пород в составе возвращаемого арендатором лесного фонда должен быть не ниже, чем до передачи в аренду.
По акту приема-передачи от 21.02.2003 ООО "Комтранс" приняло участки лесного фонда по договорам.
Соглашением от 22.06.2004 N 1 к указанным договорам внесены изменения в пункты 2.1, 2.2, 2.3, главу 3, пункты 4.2, 5.1, 5.3, 5.2, 5.4, 5.5, главы 6, 7 и 9, пункты 13.2, определено окончание действия договоров - 27.02.2008, определен ежегодный размер арендной платы.
В соответствии с соглашением от 07.02.2008 Комитет лесного хозяйства Новгородской области принимает права и обязанности арендодателя по упомянутым договорам аренды участков лесного фонда.
Соглашением от 01.01.2007 N 5 внесены изменения в пункты 5.1 договоров, определяющие ежегодный размер арендной платы.
Письмом от 27.02.2008 Комитет уведомил ООО "Комтранс" о том, что за период аренды участков лесного фонда с 2003 по 2008 года увеличилась площадь непокрытой лесной растительностью на 135 га, по состоянию на 27.02.2008 ООО "Комтранс" обязано уплатить штраф в размере 2 901 879 руб.
Соглашением от 27.02.2008, подписанным Комитетом и ООО "Комтранс", указанные договоры аренды расторгнуты. Арендатор обязуется оплатить задолженность по арендной плате по состоянию на момент расторжения договоров в сумме 1 906 668 руб. 40 коп., в том числе: 1 232 292 руб. 80 коп. в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, 674 375 руб. 60 коп. в части ставок, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в срок до 31.03.2008, а также 2 901 879 руб. штрафных санкций за увеличение земель, не покрытых лесной растительностью, по состоянию на момент расторжения договоров аренды.
По акту приема-передачи от 27.02.2008 ООО "Комтранс" возвратил Комитету участки лесного фонда, указанные в договорах.
Ссылаясь на невыполнение ООО "Комтранс" условий договоров от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2009 N 9, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал частично заявленные требования, исходя из того, что обязательства по внесению арендной платы по договорам аренды ООО "Комтранс" должным образом не исполнило, факт невыполнения обязательств по внесению арендных платежей по договорам ответчиком признан в соглашении от 27.02.2008 о расторжении договора аренды участков лесного фонда, в акте сверки расчетов по арендной плате по указанным договорам. Суд первой инстанции сослался на Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшее до 11.06.2007, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" и на статью 20 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". Суд указал, что на момент введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 01.01.2007, которым изменены условия и порядок осуществления заготовки древесины, не предусмотрено оформление лесорубочных билетов для осуществления лесопользования. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Комтранс" не предпринял необходимых действий для получения лесосечного фонда на 2007 год, в частности не подал заявку на выписку лесосечного фонда 2007 года, поданная ООО "Комтранс" заявка полностью удовлетворена.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обязательства по приведению участков лесного фонда после истечения договоров аренды в облесненном состоянии не ниже, чем до передачи, ООО "Комтранс" не исполнены, лесохозяйственные, лесовосстановительные, противопожарные работы, работы по очистке мест рубок от порубочных останков не выполнены, штраф за увеличение площади непокрытой лесной растительностью, предусмотренный пунктом 13.2 договоров правомерен. Суд, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшил размер штрафа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договоров аренды регулировалась Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года, а затем Федеральным законом от 04.12.2006 N 201 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". До приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арендатор независимо от того, воспользуется он правом на лесопользование или нет, обязан внести арендную плату за весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и сделали обоснованные выводы на основании установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года и Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не была до 01.01.2008 предусмотрена возможность выписки лесорубочных билетов по долгосрочным договорам аренды участков лесного фонда. Изменения в Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ, касающиеся выдачи арендаторам лесорубочных билетов, вступили в действие с 01.01.2008. В период с 17.06.2007 по 11.09.2007 выписка лесорубочных билетов в Новгородской области осуществлялась на основании распоряжений администрации Новгородской области от 05.06.2007 N 157-рз и от 05.07.2007 N 179-рз арендаторам, не имеющим задолженности по арендной плате. Поскольку материалами дела подтверждается наличие у ООО "Комтранс" задолженности по арендной плате, лесхоз не мог выписать лесорубочные билеты Обществу.
Согласно справке о фактической заготовке древесины за предыдущие годы по упомянутым договорам аренды ООО "Комтранс" часть лесосечного фонда по выписанным лесорубочным билетам не освоило.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о том, что у ООО "Комтранс" отсутствует право требовать уменьшения арендной платы за пользование участками лесного фонда, поскольку ООО "Комтранс" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало, что не освоение им лесосеки в объеме, установленном договором, произошло по вине арендодателя.
Суды обоснованно признали нарушение ООО "Комтранс" условий договоров аренды от 04.02.2003 N 6 и от 24.07.2009 N 9, установив наличие оснований для применения предусмотренных договором штрафных санкций за увеличение земель, не покрытых лесной растительностью.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.02.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А44-1864/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комтранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.