Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2009 г. N А05-14274/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2011 г. N Ф07-6359/09 по делу N А05-14274/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2010 г. N Ф07-6359/2009 по делу N А05-14274/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу Русиновой Е.В. (доверенность от 15.07.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" Закиева Р.Ш. (доверенность от 02.06.2009 N 133/2009), Рожкова А.В. (доверенность от 05.02.2009 N 102/2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2009 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Тарасова О.А.) по делу N А05-14274/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 10.12.2008 N 69 о назначении административного наказания по статьям 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 11.02.2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения Обществом природоохранного законодательства, о чем составлен акт от 16.10.2008 N 89 и вынесено определение от 17.10.2008 N 08/08 о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении, а также назначено проведение административного расследования.
По результатам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 N 73 и вынесено постановление от 10.12.2008 N 69 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания с применением правила установленного частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Обществу вменены в вину следующие нарушения: в нарушение пунктов 1-3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов не получены; в нарушение пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ Общество не имеет разрешения на создание объекта размещения отходов; в нарушение пунктов 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ Обществом не составлен паспорт опасного отхода, не определен класс опасности; в нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.02. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды (далее - Закон N 7-ФЗ) Общество не производило расчет платы и не вносило платежи за размещение минерализованных нефтесодержащих отходов в подземном водоносном горизонте.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 этой же статьи лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество имеет лицензии от 28.04.2003 серия НРМ N 11528 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр и добыча углеводородного сырья из Варандейского месторождения, от 28 марта 2006 года серия НРМ N 00631 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой объектов при освоении Варандейского нефтяного месторождения на территории Ненецкого автономного округа.
На основании этих лицензий Общество добывает из скважин в жидком состоянии при атмосферном давлении нефтесодержащую воду. В результате технологического процесса Общество получает нефть; при этом растворенная в нефти вода, а также пресная вода, используемая для обессоливания нефти, оседает и скапливается на дне резервуаров под нефтью (подтоварная вода). По окончании технологического процесса отделения нефти от воды и очистки нефти от солей подтоварная вода сливается Обществом из резервуаров с нефтью и закачивается в естественный природный подземный коллектор.
Управлением сделан вывод о том, что Общество осуществляет деятельность по размещению опасных отходов, а следовательно, должно разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на их размещение, подтвердить отнесение расходов к конкретному классу опасности, составить паспорт опасного отхода на опасные отходы, производить расчет платы и вносить платежи за размещение отходов производства.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу том, что подтоварные воды используются Обществом для исследования подземного пласта-коллектора, их нельзя признать отходами производства, а деятельность Общества - размещением отходов производства, в связи с чем у Общества не имелось указанных в постановлении Управления обязанностей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
В редакции статьи 1 Закона N 89-ФЗ, действовавшей на момент совершения нарушения, также содержалось понятие опасных отходов, под которыми понимались отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Как установлено судами, приложением N 1 к лицензии от 28.04.2003 серия НРМ N 11528 НЭ является договор "Об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Варандейском нефтяном месторождении на территории Ненецкого автономного округа", заключенный 01.11.2002 между Министерством природных ресурсов Российской Федерации, администрацией Ненецкого автономного округа и Обществом с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 10.06.2005 N 1 к лицензии и дополнением от 07.06.2006 к лицензии.
Пунктами 7.6.1 и 7.6.2 договора предусмотрено проведение Обществом геологического изучения участка недр с целью определения возможности промышленного размещения промыслово-сточных вод в пластах горных пород; проведение в процессе геологического изучения опытно-промышленного захоронения промыслово-сточных вод, по результатам которого предусмотрена разработка и согласование в установленном порядке проекта промышленного размещения промыслово-сточных вод.
Согласно пункту 7.6.3 договора не допускается промышленное размещение промыслово-сточных вод до получения в установленном порядке заключений государственной экспертизы геологической информации, государственной экологической экспертизы, Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора о пригодности участка недр для промышленного размещения промыслово-сточных вод.
Из протокола N 1047 от 29.06.2005 заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации и решения от 29.06.2005, утвержденного 22.07.2005 заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию следует, что геолого-гидрогеологические условия залегания и фильтрационно-емкостные характеристики водовмещающих пород юрско-триасового водоносного комплекса позволяют использовать его в качестве пласта-коллектора для утилизации избытков подтоварных вод на Варандейском нефтяном месторождении и УПН-БРП "Варандей". Также в этих документах указано на возможность проведения опытно-промышленной эксплуатации полигонов захоронения подтоварных вод на участках Варандейский и УПН-БРП "Варандей" при достигнутой степени изученности в течение 5 лет при установленных в пункте 2.3 параметрах нагнетания.
Однако судами не дано никакой оценки доводам Управления о том, что факты использования Обществом подтоварных вод для проведения исследовательских работ отсутствуют. Наличие решения о возможности изучения опытно-промышленного захоронения промыслово-сточных вод само по себе не свидетельствует о фактическом проведении исследований.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает неправильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку Общество продолжает извлекать пользу из подтоварных вод, то их нельзя признать отходами производства. Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что использование отходов является обращением с отходами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ также содержится понятие использования отходов - это применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Применение отходов в указанных целях судом не исследовалось.
Кроме того, даже осуществляя деятельность по использованию отходов, организации несут ряд обязанностей, установленных пунктом 3 статьи 18, пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ.
Неисполнение Обществом этих обязанностей судами также не исследовалось.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вопрос о том, являются ли подтоварные воды отходами производства, каким образом Обществом используются или размещаются эти отходы, исполнены ли Обществом установленные законом обязанности при использовании либо размещении отходов производства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.02.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А05-14274/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.