Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2009 г. N А26-7927/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Дмитриева В.В. и Корабухиной Л.И.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Кириллова С.В. (доверенность от 31.12.2008 N 10-10/33676),
рассмотрев 17.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2009 (судья Романова О.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А26-7927/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метсо плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) от 29.09.2008 N 51 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2009 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 06.02.2009 и постановление от 12.05.2009 и отказать обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, предусмотренный подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, такой вид предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, является деятельностью по сдаче таких участков в аренду (субаренду) для использования в указанных целях; то есть из приведенных норм следует, что под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) подпадают услуги по передаче земельных участков для использования их арендаторами (субарендаторами) в строго определенных целях. Инспекция считает, что по этому основанию заявитель признается плательщиком ЕНВД в отношении переданного в субаренду обществу с ограниченной ответственностью "Золотой шар" (далее - ООО "Золотой шар") земельного участка площадью 3295 кв.м.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обществом в бюджет налогов и сборов, в том числе ЕНВД за период с 06.05.2006 по 30.06.2008. По результатам проверки составлен акт от 05.09.2008 N 48 и принято решение от 29.09.2008 N 51 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 681 212 руб. Данным решением обществу также начислено 1 602 852 руб. ЕНВД и 64 661 руб. 72 коп. пеней.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в проверяемый период общество осуществляло следующие виды деятельности: оптовую торговлю лесоматериалами, строительными материалами, продукцией бумажного производства, а также сдачей в аренду земельных участков.
Относительно земельных участков, при проведении проверки налоговый орган установил следующее. Постановлением главы администрации Сегежского муниципального района от 24.05.2007 N 281 обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 3275 кв. м, расположенный в городе Сегеже на улице Спиридонова, кадастровый номер 10:06:01 06 03:009, сроком на 5 лет (начиная с 01.06.2007), для размещения и эксплуатации рынка. Названные правоотношения оформлены договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 04.06.2007 N 235; согласно данному договору земельный участок предоставлен обществу (арендатор) для размещения и эксплуатации рынка (пункт 1.2), на участке отсутствуют объекты недвижимости (пункт 1.3), срок договора установлен с 01.06.2007 по 30.05.2012 (пункт 2.1). В соответствии с пунктом 4.4.1 договора от 04.06.2007 N 235 арендатор обязан использовать земельный участок исключительно по прямому назначению, оговоренному в пункте 1.2 договора. Впоследствии по согласованию с администрацией Сегежского муниципального района, общество передало названный земельный участок в субаренду; в том числе часть участка площадью 2548 кв.м была передана в субаренду обществу с ограниченной ответственностью "Золотой шар" по договорам субаренды от 21.02.2007 и от 01.02.2008, а часть участка площадью 747 кв.м - обществу с ограниченной ответственностью "Метсо" по договорам субаренды от 01.04.2007 и от 01.02.2008.
На основании распоряжения Главы администрации Сегежского муниципального района от 08.07.2007 N 267-р Администрация Сегежского муниципального района выдала ООО "Золотой шар" разрешение от 08.06.2007 N 1 на право организации розничного рынка по адресу: город Сегежа, улица Спиридонова, на срок до 31.01.2008. Управляющей рынком компанией назначено ООО "Золотой шар". Постановлением Главы администрации Сегежского муниципального района от 31.01.2008 N 77 срок действия разрешения администрации от 08.06.2007 N 1 на право организации розничного рынка по адресу: город Сегежа, улица Спиридонова, продлен до 31.12.2008.
В ходе контрольных мероприятий инспекция выявила, что рынок в городе Сегеже, по улице Спиридонова, расположен на открытой площадке, отгороженной от остальной территории забором. Над входом на рынок установлена вывеска "Рынок универсальный", управляющая компания - ООО "Золотой шар". На территории рынка размещены торговые места (палатки, прилавки) и организована торговля в розницу одеждой, обувью, бытовой химией, рыболовными товарами.
Инспекция считает, что в связи с тем, что за рассматриваемом земельном участке организован и функционирует рынок, общество является плательщиком ЕНВД по отношению к виду деятельности "оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов нестационарной торговой сети". Поэтому по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган начислил обществу 1 602 852 руб. ЕНВД за 2008 год.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия решением от 01.12.2008 N 20-09/11528 оставило апелляционную жалобу общества на решение инспекции от 29.09.2008 N 51 без удовлетворения.
Общество, считая решение инспекции от 29.09.2008 N 51 недействительным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что на полученном в аренду земельном участке площадью 3295 кв.м налогоплательщик не осуществлял оптовую торговлю, являющуюся его основным видом деятельности, и не оказывал услуг по передаче в аренду земельных участков для организации торговых мест. Суд признал необоснованным довод налогового органа об отнесении общества к плательщикам ЕНВД в отношении указанного эпизода и удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и оставил апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения.
Кассационная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими положениям подпункта 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ).
На территории Сегежского муниципального района система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении вида деятельности, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, введена положением "О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования "Сегежский муниципальный район", утвержденным XII сессией Совета Сегежского муниципального района IV созыва от 29.11.2007 N 171.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ облагается ЕНВД оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Согласно статье 346.27 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) торговое место - это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
По договорам от 21.02.2007 и от 01.02.2008 общество передало ООО "Золотой шар" часть земельного участка площадью 2548 кв.м в субаренду, а не в целях, определенных подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ. Если следовать логике инспекции, то администрация Сегежского муниципального района, предоставившая обществу в аренду земельный участок для организации рынка, также должна уплачивать ЕНВД в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.
Кассационная коллегия полагает, что на основании данной нормы ЕНВД должна уплачивать организация, осуществляющая передачу торговых мест и земельных участков в пользование (в аренду) непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговлю и организацию общественного питания.
В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 N 271-ФЗ (далее - Закон N 271-ФЗ) торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Согласно статьям 12, 13, 14 Закона N 271 организацию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также по оборудованию (в том числе организации торговых мест) и содержанию рынка осуществляет управляющая рынком компания.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в действительности весь земельный участок площадью 3295 кв.м был передан обществом в субаренду ООО "Золотой шар". Впоследствии договор субаренды между обществом и ООО "Золотой шар" был прекращен с 31.08.2008, поскольку Администрация Сегежского муниципального района расторгла договор аренды земельного участка площадью 3295 кв.м с обществом и заключила договор аренды на этот участок с управляющей рынком компанией - ООО "Золотой шар". Разрешение на право организации рынка от 08.06.2007 N 1 изначально было выдано ООО "Золотой шар" и впоследствии действие этого разрешения продлено до 01.09.2013.
Отклоняя довод налогового органа о том, что при передаче организацией в аренду другой организации (управляющей рынком компании) земельного участка для организации рынка организация-арендодатель признается налогоплательщиком ЕНВД, суды обоснованно указали следующее.
В данном случае заявитель получил в аренду земельный участок для организации рынка, однако затем передал его в субаренду ООО "Золотой шар". Именно ООО "Золотой шар" получило статус управляющей рынком компании и организовало рынок, а также оказывало услуги по передаче во временное владение и пользование конкретных торговых мест и земельных участков конечным пользователям - индивидуальным предпринимателям, непосредственно торгующим на занимаемых ими земельных участках и торговых местах внутри рынка.
При указанных обстоятельствах у инспекции не было законных оснований для доначисления обществу ЕНВД и привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А26-7927/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.