Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 cентября 2009 г. N А66-10061/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.2009 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-10061/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Авто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 11.08.2008 N 1737 "О предоставлении в собственность земельного участка под объект недвижимости" в части определения цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100214:0016 площадью 476,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 43в, и обязании Комитета произвести перерасчет выкупной цены указанного земельного участка.
Решением первой инстанции от 19.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2009, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет просит названные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее: на момент принятия распоряжения N 1737 Комитет не располагал копиями инвентарной карточки учета основных средств N 172, протоколов заседания аукционной комиссии по продаже арестованного имущества от 23.03.1999 N 1 и 2, а также краткого отчета об оценке объекта недвижимости; поскольку указанные документы Общество представило только в судебное заседание, Комитет не имел возможности проверить наличие у заявителя права на выкуп спорного земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административного здания площадью 149,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:01:00:214:0016:1/020103/37:10000/А, расположенного по адресу: Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 43в. Основанием для государственной регистрации права собственности послужили договор купли-продажи от 18.10.2004, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Трекс" и передаточный акт от 28.10.2004 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 02.11.2004 серии 69-АА N 575412).
Общество 05.05.2008 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области с заявлением N 464/8 о приобретении в собственность земельного участка площадью 476,6 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100214:0016, занятого указанным выше объектом недвижимости.
Поскольку в городе Твери распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Комитет, распоряжением от 11.08.2008 N 1737 Комитет предоставил названный земельный участок Обществу в собственность под административное здание, установив пунктом 2 цену продажи участка в размере 231 867 руб. 09 коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 1 545 780 руб. 61 коп., с учетом десятикратной ставки земельного налога (1,5%).
Считая, что распоряжение Комитета N 1737 в части выкупной цены противоречит требованиям статьи 2 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Общество является собственником здания, которое ранее было отчуждено из государственной собственности в порядке приватизации, признал распоряжение N 1737 в оспариваемой части недействительным и обязал Комитет в порядке устранения нарушений прав и интересов Общества произвести перерасчет выкупной цены земельного участка с учетом пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, устанавливающего, что стоимость земельного участка, на котором расположено здание, должна быть определена в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городе с численностью населения менее 3 миллионов человек.
Апелляционный суд в постановлении от 27.05.2009 признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для их отмены, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания названной нормы права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в материалы дела документы, установили, что здание, расположенное на спорном земельном участке, в результате приватизации в 1993 году Тверского вагоностроительного завода перешло в собственность акционерного общества открытого типа "Тверской вагоностроительный завод", а затем в результате различных сделок стало собственностью Общества.
Поскольку здание на спорном земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации государственного имущества, суды сделали правильный вывод о том, что Общество относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Довод Комитета о том, что он не имел возможности проверить наличие у Общества права выкупить спорный земельный участок по льготной цене, поскольку заявитель представил не все документы, подтверждающие факт приватизации названного здания, не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Общество, обращаясь в Комитет с заявлением о выкупе земельного участка, указало на обстоятельства, связанные с приватизацией расположенного на этом участке здания, представив соответствующие документы, и на наличие у него права на выкуп по льготной цене. Комитет не был лишен возможности истребовать дополнительные документы, касающиеся приватизации данного здания, однако не сделал этого, доводы Общества не проверил и определил выкупную цену без учета льготы.
При таком положении распоряжение Комитета N 1737 в оспариваемой части правильно признано судами противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества.
Кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Комитета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.02.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А66-10061/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.