Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2009 г. N А05-1687/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 16.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.04.2009 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Чельцова Н.С.) по делу N А05-1687/2009,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Казначейство), выразившихся в письменном отказе от 29.12.2008 N 794 в совершении действий, направленных на исполнение постановлений N 822, 61 и 190 о взыскании сумм пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вынесенных Фондом на основании решений от 08.11.2007 N 822, от 02.07.2008 N 61 и от 29.07.2008 N 190, а также об обязании Казначейства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда путем принятия к исполнению постановлений о взыскании сумм пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вынесенных Фондом на основании указанных решений.
Решением суда от 13.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2009, заявленные Фондом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и Бюджетный кодекс Российской Федерации, являясь федеральными законами, имеют одинаковую юридическую силу. При этом специальными нормами во всех спорах с участием бюджетных учреждений являются нормы бюджетного законодательства, которые не устанавливают внесудебного порядка взыскания с таких учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. Казначейство считает, что в данном случае к спорным правоотношениям подлежит применению статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает иммунитет бюджетов. Податель жалобы полагает, что в соответствии со статьей 239, пунктом 2 статьи 242.1 и статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ), к которым постановления Фонда не относятся.
Стороны о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов жалобы Казначейства проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением муниципальным образовательным учреждением "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" (далее - МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа") требований об уплате пеней по страховым взносам, Фонд, руководствуясь статьями 13, 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ, принял решения от 08.11.2007 N 822, от 02.07.2008 N 61 и от 29.07.2008 N 190 о взыскании с данного страхователя указанных в требованиях сумм пеней.
В порядке исполнения названных решений Фонд вынес постановления от 09.11.2007 N 822, от 04.07.2008 N 61 и от 30.07.2008 N 190 о взыскании с МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" пеней по страховым взносам и направил их для исполнения в Отдел судебных приставов по Плесецкому району и городу Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Архангельской области.
На основании данных постановлений судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства. По результатам рассмотрения материалов этих исполнительных производств пристав-исполнитель составил акты от 25.10.2008 о наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.
Постановлениями от 25.10.2008 указанные исполнительные производства окончены и исполнительные документы возвращены взыскателю в связи с тем, что у МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" отсутствуют денежные средства и принадлежащее ему имущество; данная организация является муниципальным бюджетным учреждением и в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника направляется по месту открытия лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений в отделение федерального казначейства.
Фонд, руководствуясь положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с сопроводительными письмами от 15.12.2008 N 10/9561, 10/9562 и 10/9596 направил решения и постановления о взыскании с МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" пеней по страховым взносам с копиями указанных актов и постановлений судебного пристава-исполнителя в Казначейство для исполнения.
Письмом от 29.12.2008 N 794 Казначейство возвратило Фонду поступившие документы без исполнения на основании того, что в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов. Поскольку решения и постановления Фонда не являются судебными актами, Казначейство отказалось принять к исполнению данные документы.
Фонд, не согласившись с письменным отказом Казначейства принять к исполнению постановления от 09.11.2007 N 822, от 04.07.2008 N 61 и от 30.07.2008 N 190 о взыскании с МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" пеней по страховым взносам и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные Фондом требования, исходили из того, что в данном случае спорная задолженность МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа" подлежит взысканию Фондом во внесудебном порядке, поскольку это учреждение является муниципальным, финансируется за счет средств бюджета и имеет лицевой счет, открытый в органах федерального казначейства. При этом апелляционный суд указал на то, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Казначейства.
В силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеням штрафам случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 данного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что размер задолженности МОУ "Общеобразовательная Североонежская средняя школа", взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке, по каждому из решений и постановлений не превышает пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент совершения Казначейством оспариваемого действия у данного бюджетного учреждения отсутствовали иные, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счета, что не опровергается ответчиком.
При таких обстоятельствах у Казначейства не было законных оснований для отказа от исполнения постановлений, вынесенных на основании решений Фонда.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не усматривает оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А05-1687/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.