Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 октября 2009 г. N А56-15419/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Напримерова В.П. (доверенность от 11.01.2009 N 3), от Ленинградского областного казенного предприятия "Ленобллесхоз" Новоселова А.А. (доверенность от 01.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2009 по делу N А56-15419/2009 (судья Боровлев Д.Ю.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Лодейнопольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области (далее - отдел ССП) об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, отмене мер принудительного взыскания и отказе в возбуждении исполнительного производства от 10.02.2009 N 41/27-2254 и обязании отдела ССП совершить исполнительные действия с целью взыскания задолженности с Ленинградского областного казенного предприятия "Ленобллесхоз".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Ленинградское областное казенное предприятие "Ленобллесхоз" (далее - Предприятие) и Управление федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда от 17.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители Управления и Предприятия поддержали доводы кассационной жалобы.
Инспекция о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Инспекции от 20.03.2008 N 318 о взыскании с Лодейнопольского лесхоза - филиала Ленинградского областного Государственного Учреждения "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства" (далее - Лесхоз) 10 951 767 рублей 28 копеек налога и пени за счет его имущества судебный пристав-исполнитель отдела ССП Конрадтьев П.В. вынес постановление от 21.03.2008 о возбуждении исполнительного производства N 4498/22/04/2008.
Постановлениями от 24.03.2008 N 22-2/04/08/ПК судебный пристав-исполнитель постановил произвести розыск счетов Лесхоза и в случае их выявления наложить арест на денежные средства должника в размере 10 951 767 рублей 28 копеек.
Постановлением от 15.07.2008 N1/08/4498/22/04/2008/104ж старший судебный пристав-исполнитель отдела ССП Макаренков В.Д. отменил постановление о возбуждении исполнительного производства N 4498/22/04/2008.
Постановлением от 11.09.2008 N 1/08/4498/22/04/2008/104ж исполняющий обязанности старшего судебного пристава отдела ССП Кондратьев П.В. отменил постановление от 15.07.2008 N1/08/4498/22/04/2008/104ж.
Постановлением от 10.10.2008 судебного пристава-исполнителя отдела ССП Кондратьева П.В. произведена замена стороны исполнительного производства: Лодейнопольский лесхоз - филиал Ленинградского областного Государственного Учреждения "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства" заменен на Лодейнопольский лесхоз - филиал Ленинградского областного казенного предприятия "Ленобллесхоз" в связи с его преобразованием.
Постановлением от 10.02.2009 судебный пристав отдела ССП Кондратьев П.В. отменил постановление о возбуждении исполнительного производства N 4498/22/04/2008 от 21.03.2008 и меры принудительного взыскания и возвратил постановление Инспекции в связи с тем, что предъявленное в службу судебных приставов постановление не соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе налоговых органов, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Судом установлено, что Инспекция не представила вместе с постановлением от 20.03.2008 N 318 документы с отметками банка об отсутствии денежных средств на счетах Предприятия и документы об отсутствии информации о наличии счетов должника, из чего судом сделан вывод о несоответствии направленного постановления понятию исполнительного документа, данному в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке. При этом указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат исключений из судебной процедуры взыскания в отношении денежных средств, находящихся на расчетных счетах организации, которой открыт лицевой счет.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что Ленинградское областное Государственное Учреждение "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства", в отношении которого Инспекцией вынесено постановление о взыскании суммы налога и пени, являлось бюджетным учреждением, а следовательно, исполнительным документом по взысканию суммы с такого учреждения мог являться только исполнительный лист, выданный на основании решения суда.
Приведенные в кассационной жалобе Инспекции доводы о том, что Предприятие имеет статус казенного предприятия, является коммерческой организацией, основанной на праве оперативного управления, судом не принимаются, поскольку постановление было вынесено не в отношении Предприятия, а в отношении Ленинградского областного Государственного Учреждения "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства", являвшегося бюджетным учреждением.
Кроме того, из материалов дела следует, что 15.02.2008 зарегистрировано юридическое лицо Ленинградское областное казенное предприятие "Ленобллесхоз", являющееся правопреемником Ленинградского областного Государственного Учреждения "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства".
Таким образом, на момент вынесения Инспекцией постановления от 20.03.2008 N 318 о взыскании с Лодейнопольского лесхоза - филиала Ленинградского областного Государственного Учреждения "Ленинградское Областное управление лесного хозяйства" налогов и пени такого юридического лица не существовало. Следовательно, правильным является и вывод суда первой инстанции о том, что направленное Инспекцией судебному приставу-исполнителю постановление является незаконным и не подлежащим исполнению. Также отклонению подлежат доводы кассационной жалобы об отсутствии у судебного пристава-исполнителя права отменить свое ранее принятое постановление.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 закон не запрещает судебному приставу-исполнителю в указанном случае принять мотивированное постановление об отмене или изменении своего ранее принятого необоснованного постановления.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2009 по делу N А56-15419/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Судьи |
О.А.Алешкевич |
|
Е.А.Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.