Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2009 г. N А42-2050/2007
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 1650/10 настоящее постановление отменено
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. N Ф07-11110/08 по делу N А42-2050/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2009 г. N А42-2050/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Кочаряна А.В. (доверенность от 01.01.2009 N юр-7/5), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Афанасьева А.Ю. (доверенность от 19.06.2009 N 01-14-43/6127),
рассмотрев 20.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2009 (судья Белявская Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А42-2050/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - Общество, ОАО "ММП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция): решения от 09.03.2007 N 4 и требования от 06.04.2007 N 54.
Определением суда от 04.06.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Межрегиональная инспекция).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2008 заявление ОАО "ММП" удовлетворено частично. Решение Инспекции от 09.03.2007 N 4 и требование от 06.04.2007 N 54 признаны недействительными в части доначисления и предложения Обществу уплатить:
- налог на прибыль за 2003-2005 годы и соответствующие пени по эпизодам исключения из состава расходов, уменьшающих полученные доходы, 14 597 569 руб. расходов по доверительному управлению ледокольным флотом Российской Федерации, 1 353 901 732 руб. - по фрахтованию судов у взаимозависимых дочерних компаний, 147 770 848 руб. - на приобретение нефтепродуктов и 14 534 432 руб. - на уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), отнесенного после распределения на затраты производства;
- 212 439 руб. НДС за 2003-2005 годы и соответствующие пени по эпизоду отказа в предъявлении к вычету налога, уплаченного при приобретении услуг у ЗАО "Морское агентство группы "Посейдон";
- 126 680 677 руб. НДС за 2003-2005 годы и соответствующие пени по эпизоду отказа в предъявлении к вычету налога, уплаченного при приобретении нефтепродуктов у ООО "Управление промышленными ресурсами";
- 3 515 745 руб. НДС и соответствующие пени по эпизоду сдачи ледоколов в тайм-чартер;
- 1 524 000 руб. НДС и соответствующие пени по эпизоду применения льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
- 299 948 руб. НДС и соответствующие пени по эпизоду оказания в рамках доверительного управления услуг по бункеровке судов топливом;
- пени за несвоевременную уплату НДС по эпизоду применения льготы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
- 62 244 374 руб. пеней по эпизоду неисполнения Обществом обязанностей налогового агента по уплате НДС за 2003-2004 годы;
- налоговые санкции, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль и НДС.
Кроме того, суд обязал Межрегиональную инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ММП".
В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2008 решение суда первой инстанции от 19.05.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.01.2009 судебные акты отменены в части признания недействительными решения Инспекции от 09.03.2007 N 4 и требования от 06.04.2007 N 54 о доначислении Обществу и предложения ему уплатить НДС, пени и налоговые санкции по эпизоду оказания услуг по бункеровке топливом теплоходов "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев", а дело в этой части передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция признала недостаточно обоснованным вывод судов о том, что, оказывая в рамках доверительного управления услуги по бункеровке топливом судов "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев" в порту Дудинка, ОАО "ММП" на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ правомерно не облагало эти услуги НДС.
Суд кассационной инстанции указал суду первой инстанции на необходимость при новом рассмотрении дела истребовать у налогового органа доказательства подачи ОАО "ММП" заявлений на оформление топлива в режиме припасов, в случае представления таких доказательств исследовать их в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами и с учетом установленных фактических обстоятельств дела, а также толкования закона, приведенного в постановлении суда кассационной инстанции, после чего дать правовую оценку правомерности начисления Обществу и предложения уплатить соответствующих сумм НДС, пеней и налоговых санкций.
По результатам нового рассмотрения дела суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности налоговым органом факта реализации Обществом топлива на экспорт, в связи с чем вынес решение от 17.04.2009 об удовлетворении требования ОАО "ММП" о признании недействительными решения Инспекции от 09.03.2007 N 4 и требования от 06.04.2007 N 54 о доначислении Обществу и предложения ему уплатить НДС, пени и налоговые санкции по эпизоду оказания услуг по бункеровке топлива на теплоходы "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев".
Постановлением апелляционного суда от 21.07.2009 решение суда первой инстанции от 17.04.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и отказать ОАО "ММП" в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду. Податель жалобы считает, что представленными в материалы дела доказательствами, в частности ответом Таймырского таможенного поста от 11.09.2006 N 01-10/733, подтверждается вывоз топлива за пределы таможенной территории, поэтому в данном случае подлежат применению положения подпункта 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которому операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов. При этом Инспекция указывает на то, что в силу этой же нормы в целях обложения НДС припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания. Налоговый орган также указывает, что таможенный режим перемещения припасов был установлен Положением о таможенном перемещении припасов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 524, согласно пункту 5 которого припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на этих судах.
В возражениях на жалобу ОАО "ММП" просит оставить ее без удовлетворения, считая, что судами первой и апелляционной инстанций соблюдены нормы материального и процессуального права и дана правильная оценка представленным по делу доказательствам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а также решения от 09.03.2007 N 4 и просил кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения, считая доводы налогового органа необоснованными.
Межрегиональная инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
В ходе проверки налоговым органом выявлен ряд нарушений, о чем составлен акт от 27.12.2006 N 24.
В частности, Инспекцией установлено, что в апреле 2003 года, а также в апреле и октябре 2004 года Общество в рамках деятельности по доверительному управлению осуществляло операции по оказанию услуг по бункеровке топлива на иностранные суда: теплоходы "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев".
Указанные операции налогоплательщик не облагал НДС на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ как услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
По мнению Инспекции, у заявителя отсутствовали основания для применения указанной налоговой льготы, поскольку осуществляемые им операции по бункеровке иностранных судов являются не услугами, а реализацией топлива на экспорт, а следовательно, в отношении этих операций подлежала применению ставка НДС 0 процентов при условии соблюдения всех условий, предусмотренных статьями 164 и 165 НК РФ.
В подтверждение правильности своего вывода налоговый орган сослался на то, что ОАО "ММП" подало в адрес Таймырского таможенного поста Красноярской таможни заявку на оформление указанного топлива в таможенном режиме припасов.
В связи с этим, по мнению Инспекции, налогоплательщик неправомерно не представил в налоговый орган декларации по НДС по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы в течение 180 дней с момента реализации топлива.
По результатам рассмотрения материалов проверки и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий по акту проверки Инспекция приняла решение от 09.03.2007 N 4, согласно которому Обществу доначислены налоги, в том числе 299 948 руб. НДС за апрель 2003 года и апрель, октябрь 2004 года, начислены соответствующие пени и налоговые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату указанного налога.
В требовании от 06.04.2007 N 54 Инспекция предложила Обществу уплатить в добровольном порядке налоги, пени и налоговые санкции, начисленные по решению от 09.03.2007 N 4.
ОАО "ММП" оспорило решение Инспекции от 09.03.2007 N 4 и требование от 06.04.2007 N 54 в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов. При этом в целях обложения НДС припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
По смыслу названной нормы от обложения НДС освобождается реализация услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта.
При этом положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не содержат подробного перечня льготируемых работ и услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, освобожденных от уплаты НДС.
На основании оценки и исследования представленных по делу доказательств судами установлено, что в проверяемый период Общество оказывало услуги по бункеровке иностранных морских судов топливом. В частности, в апреле 2003 года в порту Дудинка Общество осуществило передачу дизельного топлива с борта ледокола "Таймыр" на иностранное судно "Капитан Бочек", а в марте 2004 года - на иностранное судно "Капитан Назарьев". Бункеровка осуществлялась ЗАО "Морское агентство в порту Дудинка", которое являлось агентом ОАО "ММП" на основании генерального агентского соглашения от 30.04.1999.
Инспекция не представила доказательств факта вывоза Обществом дизельного топлива судами "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев" в режиме перемещения припасов.
Не представлено Инспекцией и доказательств подачи ОАО "ММП" заявлений на оформление топлива в режиме припасов.
Кроме того, суды указали, что представленные налоговым органом в качестве доказательств заявки ЗАО "Морское агентство в порту Дудинка" на погрузку судовых припасов свидетельствуют лишь о том, что последнее, являясь агентом ОАО "ММП" на основании генерального агентского соглашения от 30.04.1999, обратилось в адрес Таймырского таможенного поста с заявкой о разрешении бункеровки иностранных судов, находящихся под таможенным контролем (теплоходов "Капитан Бочек" и "Капитан Назарьев"), исключительно с целью соблюдения таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что в проверяемый период Общество оказывало услуги по бункеровке морских судов топливом; эти услуги непосредственно связаны с обслуживанием морских судов в портах, а следовательно, в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС, поэтому оснований для применения положений статей 164 и 165 НК РФ и для доначисления Обществу НДС не имелось.
Кроме того, Инспекция не доказала правомерность начисленных сумм налога по размеру, так как НДС исчислялся со стоимости всех услуг по бункеровке судов (комплекс услуг), а отдельно стоимость бункеровки дизельного топлива не выделялась.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу N А42-2050/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.