Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2009 г. N А66-4393/2009
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. N 14АП-3223/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Петровой Е.Н. (доверенность от 08.04.2009),
рассмотрев 19.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2009 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 (судьи Мурахина Н.В., Кудин А.Г., Чельцова Н.С.) по делу N А66-4393/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - Управление) от 06.05.2009 N 171 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2009, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 28.05.2009 и постановление от 13.07.2009, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, в данном случае не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности за вменяемое ему правонарушение в связи с его малозначительностью.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество заключило с компанией "NIAKOM OY" (Финляндия) договор от 22.08.2007 N 42 (далее - договор) на оказание услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом, по которому в филиале ОАО НБ "ТРАСТ" оформлен паспорт сделки N 07090001/3279/0014/3/0. После перевода договора на обслуживание в другой уполномоченный банк (АКБ "Тверьуниверсалбанк") 24.07.2008 открыт паспорт сделки N 08060018/0777/0000/3/0.
По факту оказания по договору в сентябре 2008 года услуг сторонами подписаны акты сдачи-приемки от 04.09.2008 N 00000322, от 11.09.2009 N 00000330, от 17.09.2009 N 00000341, от 23.09.2009 N 00000353.
В ходе проведенной Управлением проверки установлено, что Общество должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах относительно оказанных в сентябре 2008 года услуг не позднее 15.10.2008. Фактически указанная справка представлена Обществом в уполномоченный банк лишь 24.10.2008.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении от 21.04.2009.
Постановлением от 06.05.2009 N 171 Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество оспорило постановление Управления от 06.05.2009 N 171 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, посчитали возможным в данном случае применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное Обществом деяние малозначительным. Заявление Общества судами удовлетворено.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего оказание услуг (далее - подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого оформлены документы, подтверждающие оказание услуг.
Справка о подтверждающих документах, о которой идет речь в пункте 2.2 Положения N 258-П и которая составляется в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (вступило в силу с 27.01.2008) отнесена к формам учета по валютным операциям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что Общество представило справку о подтверждающих документах в банк ПС 24.10.2008, тогда как срок, установленный для ее представления Положением N 258-П, истек 15.10.2008.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление ссылается на то, что в действиях Общества выявлена существенная угроза охраняемым отношениям и в данном случае основания для освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций не установили пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Однако с этим выводом нельзя согласиться, поскольку в рассматриваемом случае отсутствие со стороны руководства организации соответствующего контроля за соблюдением валютного законодательства ее сотрудниками в рамках возложенных на них трудовых обязанностей является существенной угрозой охраняемым общественным отношениям.
То обстоятельство, что главный бухгалтер, как следует из объяснений представителя Общества, не осведомлена о законодательно установленных сроках представления подтверждающих документов, свидетельствует не о малозначительности административного правонарушения, а, напротив, о непринятии Обществом должных мер к ознакомлению с нормативными актами, действующими в сфере осуществляемой им деятельности. Кроме того, как следует из акта проверки от 15.04.2009, за несколько месяцев выявлено 9 фактов нарушения Обществом валютного законодательства, что дает основания говорить о систематическом характере нарушений.
Систематическое неисполнение Обществом публично-правовой обязанности (нарушение сроков представления форм отчетности по валютным операциям) свидетельствует об общественной опасности совершенного правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает доводы жалобы относительно невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ обоснованными.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение от 28.05.2009 и постановление от 13.07.2009 следует отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А66-4393/2009 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лидер" отказать.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.