Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2009 г. N А56-31525/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2012 г. N Ф07-10199/09 по делу N А56-31525/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" Савченко А.В. (доверенность от 24.04.2009 N 23),
рассмотрев 26.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2009 по делу N А56-31525/2008 (судья Боровлев Д.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Балтийской таможни (далее - таможня), выразившегося в нарушении порядка производства таможенного оформления (сроков таможенного оформления) товаров по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10216110/300708/0039556.
Решением суда от 24.06.2009 заявление удовлетворено, оспариваемое бездействие таможни признано незаконным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 24.06.2009 и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на фактические обстоятельства дела и нарушение судом норм материального права - положений статьи 149, 153, 323, 359, 367 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ) от 28.11.2003 N 1356 (далее - Инструкция), а также правил Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399 (далее - Положение). Таможня считает свои действия законными и обоснованными.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, и просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судом установлено, что 30.07.2008 общество как получатель и декларант подало в таможню ГТД N 10216110/300708/0039556 с целью оформления в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" товара - профили фасонные из ПВХ сложной геометрической формы без дополнительной обработки, с постоянным по всей длине поперечным сечением, с отверстиями (лист дела 7).
В тот же день таможня запросила у общества в порядке статей 323 и 367 ТК РФ дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по указанной ГТД (листы дела 28 - 29).
31.07.2008 таможенный орган выдал обществу требование о необходимости предъявить товар к таможенному досмотру (со ссылками на положения статей 127 и 372 ТК РФ и без указания времени и места досмотра, лист дела 8).
Фактически досмотр товаров произведен 13.08.2008 (акт таможенного досмотра N 10216110/130808/005687; листы дела 32 - 33). В ходе досмотра выявлено превышение веса товара, в связи с чем обществу выдано требование от 16.08.2008 о необходимости скорректировать вес. Одновременно обществу выставлено требование об обеспечении уплаты таможенных платежей в сумме 222 156 руб. Письмом от 18.08.2008 N 18/08-08/3 общество со ссылкой на статьи 330 и 340 ТК РФ сообщило таможне номера платежных поручений, с которых необходимо производить депонирование средств под обеспечение уплаты таможенных платежей в названной сумме (листы дела 34, 36 - 37).
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленным таможенным режимом 19.08.2008.
Посчитав бездействие таможни, выразившееся в нарушении порядка таможенного оформления товаров незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные участниками спора доказательства, последовательные действия таможенного органа в рамках контрольных мероприятий до выпуска товара, применил положения действующего таможенного законодательства, правила Инструкции и Положения и признал незаконным оспариваемое бездействие таможни.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
В силу положений статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1).
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства (пункт 3).
Согласно пункту 2 статьи 372 ТК РФ уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.
Более того, как указано в пунктах 61 - 63 Инструкции, решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 ТК РФ, а также иными нормативными актами ГТК России, не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о его проведении. Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра (осмотра) несут, соответственно, уполномоченные должностные лица, принявшие решение о его проведении, уполномоченные должностные лица, его проводившие, а также их непосредственные руководители.
По настоящему делу суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в требовании таможни от 31.07.2008 отсутствует указание времени и места проведения таможенного досмотра.
Таможенным органом не представлены доказательства надлежащего уведомления декларанта о проведении таможенного досмотра, с целью оперативного и объективного контрольного мероприятия.
Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ (пункт 1 статьи 152 ТК РФ).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 6 статьи 153 ТК РФ).
При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки (пункт 1 статьи 359 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 367 ТК РФ запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149 ТК РФ), если иное прямо не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения в зависимости от условий конкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации.
Пунктом 46 Инструкции предусмотрено, что при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.
Согласно пункту 49 Инструкции в случае обнаружения признаков заявления недостоверных сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, проводит в рамках сроков, установленных статьей 152 ТК РФ, дополнительную проверку заявленных сведений способами, относящимися в соответствии с нормативными правовыми актами к компетенции таможенного поста.
Оценив доводы участников спора и соответствующие доказательства, суд сделал обоснованный вывод: из запросов таможни и указанных в них документах не следует, что дополнительно запрошенные сведения необходимы для соблюдения условий выпуска товаров.
В рассматриваемом случае товар был выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом 19.08.2008 под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Суд первой инстанции установил, что общество письмом от 29.07.2008 N 29/07-08/29, поданным в таможню вместе со спорной ГТД, уведомило таможню о том, что в случае принятия таможенным органом решения о корректировке величины заявляемой таможенной стоимости, общество не возражает против выпуска под внесение обеспечений уплаты таможенных платежей и выбирает денежный залог. Сумму обеспечений (в соответствии с расчетом таможни) общество просит зарезервировать с платежных поручений от 05.09.2006 N 391 и от 19.12.2006 N 579 (лист дела 12).
При таких обстоятельствах у суда имелись правовые и фактические основания для удовлетворения заявления общества. Таможенным органом не представлено доказательств соблюдения установленного порядка таможенного оформления и сроков выпуска товаров по ГТД N 10216110/300708/0039556.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2009 по делу N А56-31525/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.