Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 ноября 2009 г. N А56-54100/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кужаровой Н.И., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 22.12.2008 N ю-11/206), Мекшуна Н.В. (доверенность от 22.12.2008 N ю-11/207),
рассмотрев 03.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2009 по делу N А56-54100/2008 (судья Радынов С.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" (далее - Мелькомбинат) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Дорога) о взыскании 444 107 руб. пеней за просрочку доставки грузов на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 20.07.2009 иск удовлетворен частично: с Дороги в пользу Мелькомбината взыскано 189 121 руб. 15 коп. пеней, в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Мелькомбинат просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, дорожные ведомости с отметкой о следовании вагонов с грузом через Московский железнодорожный узел составлены в одностороннем порядке и поэтому эти документы не могут быть признаны достоверными доказательствами, подтверждающими факт прохождения вагонов через указанный железнодорожный узел.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, полагая, что копии дорожных ведомостей, копии справок "Архив вагонов", в которых содержатся сведения о передвижении вагонов по всему маршруту следования, являются доказательствами прохождения спорных вагонов с грузом через железнодорожные узлы.
В судебном заседании представители Дороги просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Мелькомбинат о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако его представитель в суд не явился, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Мелькомбината на станцию Псков-Товарная Октябрьской железной дороги прибыли вагоны с грузом, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N С556600, 556599, С556602, С556601, ЭС959270, Л225965, ЭС900692, ЭС900322, ЭС950313, ЭТ031502, ЭТ022418, ЭТ022863, ЭТ193283, ЭТ424379, ЭТ281612, ЭТ459208, ЭТ170227, ЭТ511285, ЭТ754585, ЭТ281613, ЭТ244144, ЭТ280944 и ЭТ062186.
Посчитав, что срок доставки грузов нарушен, Мелькомбинат обратился к Дороге с претензией от 17.09.2008 N 1143 об уплате пеней за такую просрочку.
Не получив ответа на предъявленную претензию, Мелькомбинат обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично.
При этом суд не установил наличие просрочки в доставке грузов по накладным N ЭТ754585, ЭТ281612, ЭТ459208, ЭТ170227 и ЭТ511285.
Кассационная инстанция считает возможным согласиться с данным выводом суда.
Статьей 33 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются: на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1), и на одни сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9).
На каждой железнодорожной накладной указана дата истечения срока доставки грузов.
Согласно дорожным ведомостям N С556602, С556601, ЭС959270, Л225965, ЭС900692, ЭС900322, ЭС950313, ЭТ031502, ЭТ022418, ЭТ022863, ЭТ193283, ЭТ424379, ЭТ281612, ЭТ459208, ЭТ17022 и ЭТ511285 вагоны проходили станции Московского транспортного узла.
Доказательствами подтверждения данного факта суд первой инстанции признал дорожные ведомости.
Мелькомбинат полагает, что, поскольку дорожные ведомости составлены в одностороннем порядке, они не могут быть признаны достоверными доказательствами.
Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (в редакции от 25.12.2007), не предусмотрено оформления дорожной ведомости с участием грузополучателя или грузоотправителя, тем более что в указании в дорожной ведомости сведений о прохождении вагонов с грузом через Московский транспортный узел представитель грузополучателя или грузоотправителя не участвует.
В силу пункта 1.14 названных Правил при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. В соответствии с пунктом 1.3 Правил перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика); лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Установив на основании дорожных ведомостей и справок "Архив вагонов" факт прохождения вагонов через Московский транспортный узел, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок доставки по каждой из перечисленных железнодорожных накладных увеличивается на одни сутки.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу решения, а также несоблюдения норм материального права судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2009 по делу N А56-54100/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псковский мелькомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.