Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2009 г. N А66-3687/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2009 по делу N А66-3687/2009 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Стром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, площадью 16 044,4 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200012:4, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, имеющего почтовый адрес: Тверская область, Калининский район, город Тверь, улица Индустриальная, дом 13;
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении названного земельного участка Обществу в собственность, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи данного участка.
Решением от 21.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и отказать Обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает на следующее: в соответствии с Положением об Управлении Росимущества, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 01.02.2005 N 37, Управление Росимущества не наделено полномочиями самостоятельно осуществлять продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности; порядок продажи таких земельных участков не разработан и не утвержден; вывод суда о том, что Управление Росимущества в силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), обладает теми же полномочиями по продаже федерального имущества, что и Росимущество, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества; Управление Росимущества направило заявку Общества для рассмотрения в Росимущество в связи с неопределенностью цены испрашиваемого земельного участка, возникшей после принятия администрацией Тверской области постановления от 30.12.2008 N 503-па, которым утверждены материалы актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области; заявитель пропустил установленный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок обжалования бездействия Управления Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 10.02.2003 серии 69-АА N 347598, 347596, 347599 (л.д. 49 - 51) Обществу принадлежат на праве собственности здания деревообрабатывающего цеха площадью 2518,4 кв.м с кадастровым номером 69:40:02:00:012:0004:1/020289/37\10000\А(76), лесопильного цеха площадью 661,6 кв.м с кадастровым номером 69:40:02:00:012:0004:1/020289/37\10000\А(78), ремонтно-строительного цеха площадью 1044,5 кв.м с кадастровым номером 69:40:02:00:012:0004:1/020289/37\10000\А(79),А(79)-1.
Указанные объекты Общество приобрело в собственность по договору купли-продажи от 23.12.1992 N 1128 401 370-1/28-1 (л.д. 68 - 71), заключенному с Российским фондом федерального имущества, в порядке приватизации малого строительно-производственного предприятия "Стром".
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 16 044,4 кв.м с кадастровым номером 69:40:0200012:4, который относится к землям поселений и находится в собственности Российской Федерации. Этот участок Общество арендует на основании договора от 06.06.2002.
Общество 25.12.2008 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив необходимые документы.
Управление Росимущества в письме от 23.01.2009 N 250-05 (л.д. 82) уведомило Общество о направлении его заявки для рассмотрения в Росимущество в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по продаже федерального имущества переданы Росимуществу, а также ввиду того, что постановлением от 30.12.2008 N 503-па администрация Тверской области утвердила новый размер кадастровой стоимости земельных участков, что влияет на определение выкупной цены участка.
Росимущество в письме от 19.03.2009 N 10/298 (л.д. 83) возвратило заявку Общества с комплектом представленных документов, указав на необходимость дополнительно представить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, содержащий сведения о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, иной документ, подтверждающий отсутствие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, документ, подтверждающий балансовую стоимость активов Общества.
Управление Росимущества в письме от 06.04.2009 N 2295-05 сообщило Обществу о необходимости устранить недостатки, имеющиеся в представленных материалах по приватизации, и направить пакет документов в Росимущество.
Общество, считая, что предоставление земельного участка ему в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации входит в полномочия Управления Росимущества, которое в нарушение требований названной нормы незаконно бездействует, не принимает соответствующего решения и не направляет ему проект договора купли-продажи, чем нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд признал оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным, обязал его принять решение о предоставлении спорного земельного участка Обществу в собственность, подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу, что Общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Управление Росимущества в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя, не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность, не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суд обоснованно признал несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков территориальными управлениями Росимущества не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
Кроме того, в материалы дела представлено распоряжение Управления Росимущества от 11.06.2009 N 263 о предоставлении Обществу в собственность соседнего со спорным земельного участка (л.д. 129). Это обстоятельство свидетельствует о противоречивости и непоследовательности позиции Управления Росимущества, касающейся его полномочий по продаже федерального имущества.
Довод Управления Росимущества о невозможности определить выкупную цену земельного участка в связи с принятием администрацией Тверской области постановления от 30.12.2008 N 503-па об утверждении материалов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, которым на Управление Росимущества возложена обязанность принять решение о продаже названного земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" стороны, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2009 по делу N А66-3687/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.