Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2009 г. N А66-4831/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.07.2009 по делу N А66-4831/2009 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Еврокран" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в уклонении от предоставления Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 31 130 кв.м с кадастровым номером 69:42:0070900:2 (предыдущий кадастровый номер 69:42:0030500:1), расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица Старозаводская, в районе промплощадки N 2;
- обязать Управление Росимущества подготовить и направить Обществу указанный проект договора.
Решением от 22.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 22.07.2009 и отказать Обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает на следующее: в соответствии с Положением об Управлении Росимущества, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 01.02.2005 N 37, Управление Росимущества не наделено полномочиями самостоятельно осуществлять продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности; порядок продажи таких земельных участков не разработан и не утвержден; вывод суда о том, что Управление Росимущества в силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), обладает теми же полномочиями по продаже федерального имущества, что и Росимущество, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 09.07.2009 без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.04.2002 N 229355 Общество является собственником железнодорожной ветки длиной 1407,5 п/м к стройбазе в составе: 38 путь длиной 1140,5 п/м, 39 путь длиной 49 п/м, 41 путь длиной 218 п/м, расположенной по адресу: Тверская область город Кимры, улица Старозаводская, в районе промплощадки N 2.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 31 130 кв.м с кадастровым номером 69:42:0070900:2 (предыдущий кадастровый номер 69:42:0030500:1), относящемся к землям поселений и находящемся в собственности Российской Федерации.
Общество направило 19.05.2008 в Управление Росимущества заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка, приложив необходимые документы.
Управление Росимущества издало распоряжение от 15.10.2008 N 513 (л.д. 9), которым прекратило право аренды Общества на названный участок, предоставило этот участок Обществу в собственность и поручило ему осуществить действия по заключению договора купли-продажи данного участка, а также обеспечить государственную регистрацию права собственности. Причем пунктом 5 данного распоряжения предусмотрено заключение договора купли-продажи именно с Управлением Росимущества.
Однако в дальнейшем Управление Росимущества не подготовило и не направило Обществу проект договора купли-продажи названного земельного участка, а в письме от 23.03.2009 N 1913-05 истребовало у Общества дополнительные документы для подготовки поручения Росимущества на заключение договора купли-продажи.
Общество, считая бездействие Управления Росимущества противоречащим нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд признал оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным, обязал его направить в адрес Общества проект договора купли-продажи спорного земельного участка. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу, что Общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Управление Росимущества, приняв решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность, в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суд обоснованно признал несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков территориальными управлениями Росимущества не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом, при наличии распоряжения Управления Росимущества от 15.10.2008 N 513 о предоставлении спорного земельного участка Обществу в собственность.
Поскольку суд правильно применил нормы материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.07.2009 по делу N А66-4831/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.