Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2009 г. N А13-4565/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. (доверенность от 30.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.06.2009 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А13-4565/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Шартановское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент), выразившегося в непереоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 28.03.2002 N 4, заключенного с сельскохозяйственным производственным кооперативом "Кичменгский" (далее - Кооператив), и об обязании Департамента переоформить названный договор путем заключения с Обществом договора аренды лесного участка.
Решением от 24.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.09.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на следующее: вывод судов о совершении Обществом всех необходимых действий для переоформления договора безвозмездного пользования не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтвержден материалами дела; на дату подачи заявления от 15.10.2008 о перезаключении договора безвозмездного пользования Общество не являлось правопреемником Кооператива, которому предоставлено право безвозмездного пользования участками лесного фонда по договору от 28.03.2002 N 4; Общество заключило договор от 23.10.2008 N 112 на подготовку арендной записки до вынесения Департаментом решения от 16.12.2008 N 384 о переоформлении договора безвозмездного пользования, на основании которого подлежала изготовлению арендная записка; суды не указали, какому закону или иному правовому акту не соответствует оспариваемое Обществом бездействие Департамента, в чем выразилось нарушение прав Общества в отношении использования лесных участков; в силу пункта 12 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 (далее - Правила подготовки и заключения договора), договор аренды не может быть заключен без проведения аукциона; поскольку спор возник при заключении договора аренды, заявление Общества следовало оставить без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации; суды, обязав Департамент переоформить договор безвозмездного пользования в соответствии с условиями, указанными в решении Департамента от 16.12.2008 N 384, фактически предопределили содержание будущего договора аренды, что не входит в полномочия суда при рассмотрении дела о признании незаконным бездействия органа государственной власти; оспариваемые судебные акты приняты о правах и обязанностях государственного учреждения Вологодской области "Вологдасельлес" (далее - учреждение "Вологдасельлес"), не привлеченного к участию в деле.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента заявил ходатайство об отложении рассмотрения жалобы по следующим основаниям. Департамент в добровольном порядке 19.11.2009 заключил с Обществом договор аренды лесного участка, поэтому, по сведениям Департамента, истец направил в суд кассационной инстанции письменное заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу.
Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заявление Общества об отказе от иска в суд кассационной инстанции не поступило. Никакими способами связи Общество не известило суд о своем намерении отказаться от иска и, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
Представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, "Кич - Городецкий сельлесхоз" - филиал государственного учреждения "Вологодское управление сельскими лесами" по договору от 28.03.2002 N 4, с учетом изменений, внесенных в него соглашением от 10.10.2005, передал Кооперативу в безвозмездное пользование на 49 лет участки лесного фонда общей площадью 10 769 га.
Согласно выпискам от 13.04.2009 и от 19.06.2009 из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕРГЮЛ), пункту 1.5 устава Общества, а также определению Арбитражного суда Вологодской области от 11.11.2008 по делу N А13-12648/2006-25 Общество является правопреемником Кооператива по всем правам и обязанностям, включая обязательства в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе по договору от 28.03.2002 N 4.
Общество 15.10.2008 обратилось в Департамент с заявлением о перезаключении договора безвозмездного пользования на договор аренды (т. 1, л.д. 51).
Заместитель начальника Департамента 21.10.2008 поручил председателю Комитета лесного хозяйства Департамента подготовить проекты решения о переоформлении названного договора безвозмездного пользования участков лесного фонда и договора аренды лесного участка.
Общество 23.10.2008 заключило с учреждением "Вологдасельлес" договор N 112 на выполнение работ по составлению арендной записки. Работы в рамках данного договора выполнены, приняты Обществом и оплачены.
Департамент 16.12.2008 принял решение N 384 о переоформлении договора безвозмездного пользования на договор аренды лесного участка; поручил Комитету лесного хозяйства Департамента совместно с учреждением "Вологдасельлес" и Обществом подготовить в срок до 20.12.2008 проект договора аренды в соответствии с Правилами подготовки и заключения договоров; в пункте 1 решения указал существенные условия договора аренды относительно предмета договора и срока его действия.
Однако, несмотря на неоднократные обращения Общества по поводу подписания договора аренды, Департамент такой договор не подписал, причины своего бездействия не разъяснил. В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций признали, что бездействие Департамента противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2004 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), положениям Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок N 258), а также пункту 19 Правил подготовки и заключения договора и нарушает права и законные интересы Общества. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суды обязали Департамент в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по переоформлению договора безвозмездного пользования, заключенного с Кооперативом, на договор аренды с Обществом в соответствии с условиями, указанными в решении Департамента от 16.12.2008 N 384.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "04.12.2006"
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Статьей 4 Вводного закона предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения таких договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений об их переоформлении на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 3, 6 Порядка N 258 заявление о переоформлении и прилагаемые к нему документы подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование; срок их рассмотрения не должен превышать 30 дней с даты получения.
По результатам рассмотрения такого заявления уполномоченный орган в соответствии с пунктами 7, 9 Порядка N 258 выносит решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка, которое является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
В силу пункта 2.2.4 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136, Департамент является органом, уполномоченным предоставлять лесные участки в аренду.
С учетом того, что Общество выполнило требования, предусмотренные положениями Порядка N 258, представило необходимые для переоформления договора документы, а Департамент 16.12.2008 принял решение N 384 о переоформлении договора, суды правомерно признали незаконным бездействие, выразившееся в незаключении договора аренды.
Доводы Департамента о необходимости проведения аукциона для предоставления в аренду лесного участка, а также о несоблюдении Обществом претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает основанными на неправильном толковании названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Вводного закона, а также пунктов 12, 19 Правил подготовки и заключения договора.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является правопреемником Кооператива; запись о реорганизации Кооператива в форме присоединения к Обществу внесена в ЕГРЮЛ 15.12.2008; решение о переоформлении договора от 28.03.2002 N 4 принято Департаментом 16.12.2008. При этом не имеет правового значения, что Общество обратилось с заявлением на переоформление названного договора 15.10.2008.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал несостоятельной ссылку Департамента на то, что суд первой инстанции, обязав его переоформить договор безвозмездного пользования в соответствии с условиями, указанными в решении Департамента от 16.12.2008 N 384, предопределил содержание будущего договора аренды и вышел за пределы полномочий, предоставленных при рассмотрении дела о признании незаконным бездействия органа государственной власти.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Довод Департамента о том, что суды обеих инстанций нарушили нормы процессуального права, рассмотрев настоящее дело без участия учреждения "Вологдасельлес", кассационная инстанция считает необоснованным, поскольку в обжалуемых судебных актах отсутствуют выводы о правах и обязанностях указанного лица. Суды правильно определили круг лиц, участвующих в деле, с учетом заявленных требований об оспаривании бездействия Департамента.
При таком положении суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. К тому же согласно пояснениям представителя Департамента в суде кассационной инстанции в настоящее время, несмотря на приостановление исполнения решения от 24.06.2009, стороны добровольно заключили договор аренды лесного участка в порядке переоформления договора от 28.03.2002 N 4.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 24.06.2009.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.06.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу N А13-4565/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от 24.06.2009 отменить.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.2.4 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136, Департамент является органом, уполномоченным предоставлять лесные участки в аренду.
С учетом того, что Общество выполнило требования, предусмотренные положениями Порядка N 258, представило необходимые для переоформления договора документы, а Департамент 16.12.2008 принял решение N 384 о переоформлении договора, суды правомерно признали незаконным бездействие, выразившееся в незаключении договора аренды.
Доводы Департамента о необходимости проведения аукциона для предоставления в аренду лесного участка, а также о несоблюдении Обществом претензионного порядка урегулирования спора, предусмотренного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает основанными на неправильном толковании названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Вводного закона, а также пунктов 12, 19 Правил подготовки и заключения договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2009 г. N А13-4565/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника