Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2009 г. N А56-49700/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Асмыковича А.В. и Корабухиной Л.И.,
при участии представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга Делиховской Е.Е. (доверенность от 27.08.2009 N 02/02-33),
рассмотрев 21.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2009 по делу N А56-49700/2009 (судья Исаева И.А.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АНА" (далее - Общество) 168 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и принять новый судебный акт о взыскании с Общества в пользу Фонда 168 руб. штрафа. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении Фондом порядка рассмотрения материалов проверки и считает, что решение от 29.04.2009 N 05-42/567 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) вынесено с учетом сроков и с соблюдением процедуры, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фондом проведена проверка своевременности представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлен акт от 21.04.2009 N 05-41/718 и принято решение от 13.05.2009 N 05-42/567 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 168 руб. штрафа. В ходе проверки Фонд установил, что Общество представило Фонду неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а именно, не представило "Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" (форма АДВ-11).
На основании решения от 13.05.2009 N 05-42/567 Фонд направил Обществу требование от 14.05.2009 N 567 об уплате 168 руб. штрафа в срок до 01.06.2009.
В связи с неисполнением требования в указанный срок Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации один раз в год, но не позднее 1-го марта о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к предусмотренным этим пунктом сведениям, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По настоящему делу Фонд не представил суду сведения относительно размера причитающихся с общества платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2008 год. То есть Фондом не представлены доказательства, подтверждающие размер начисленного им штрафа (168 руб.). В деле имеется Реестр поступлений платежей от страхователей за период с 01.01.2009 по 09.06.2009, который таким доказательством не является (листы дела 17-18). В заседании суда кассационной инстанции представитель Фонда пояснил, что размер штрафа определен от суммы причитающихся с Общества платежей на основании представленной им формы АДВ-6-1.
Основанием для отказа Фонду в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о нарушении заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении, которое повлекло незаконность этого решения, а, следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал вывод о нарушении Фондом процедуры привлечения Общества к ответственности в связи с тем, что в направленном Обществу акте от 21.04.2009 N 05-41/718 было указано, что он будет рассматриваться 12.05.2009 года в 10-00 (страница 2 акта). Однако решение N 05-42/567 принято Фондом 13.05.2009.
Из положений пункта 8 статьи 101.4 НК РФ не следует, что решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте вынесения решения. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14645/08.
Вместе с тем суд первой инстанции обратил внимание на то, что Фонд не представил документы, подтверждающие рассмотрение материалов проверки 12.05.2009, то есть в дату, указанную в тексте акта камеральной проверки.
Данный вывод суда соответствует материалам дела. Вместе с кассационной жалобой ее подателем представлена выписка из протокола Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 12.05.2009 N 38 "О рассмотрении Актов камеральной проверки", согласно которой акт проверки от 21.04.2009 N 05-41/718 в отношении ООО "АНА" рассмотрен 12.05.2009. Суду первой инстанции данный документ не был представлен. Представление доказательств в суд кассационной инстанции не соответствует требованиям статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Фондом не представлены доказательства уведомления Общества о дате рассмотрения акта камеральной проверки от 21.04.2009 N 05-41/718.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ). В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как следует из материалов дела, Фонд представил суду копию почтового реестра и почтовой квитанции о подтверждение направления Обществу копии акта заказной почтой без уведомления (лист дела 9). Кассационная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не представил суду доказательств надлежащего уведомления Общества и дате рассмотрения акта камеральной проверки от 21.04.2009 N 05-41/718.
Поэтому вывод суда первой инстанции о нарушении Фондом порядка производства по делу о налоговом правонарушении, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, соответствует обстоятельствам дела и является правомерным. Основания для отмены решения суда, принятого по настоящему делу остутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2009 по делу N А56-48212/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.