Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2009 г. N А56-12306/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
при участии от ОАО "Спутник" Васильева Ю.М. (доверенность от 26.10.2009), от Правительства Ленинградской области Когоровой Е.В. (доверенность от 24.12.2008), от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области Ивановой Е.Н. (доверенность от 27.07.2009), от ОАО "Газпром" Кудрявцевой О.И. (доверенность от 14.09.2009),
рассмотрев 21.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2009 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-12306/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "Спутник" (в настоящее время открытое акционерное общество "Спутник", далее - ОАО "Спутник") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Ленинградской области о признании недействительным распоряжения Правительства Ленинградской области от 06.02.2009 N 32-р "О строительстве Северо-Европейского газопровода на участке Грязовец-Выборг км 597 - км 917 во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области".
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Правительство Ленинградской области (далее - Правительство), администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Администрация), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области (далее Земельная кадастровая палата), открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Роснедвижимость).
Решением суда от 25.06.2009 требования удовлетворены.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что суды применили не подлежащие применению статьи 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а сделанный судами вывод о несоблюдении процедуры временного изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, равно несоблюдение процедуры, связанной с заключением соглашения о возмещении убытков, не основан на нормах действующего законодательства.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно указали, что должен быть осуществлен выкуп земельного участка, а не возмещение убытков; суды не приняли во внимание, что земельный участок изымался для государственных и муниципальных нужд временно, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 18.06.2009, где указано, что на данный земельный участок зарегистрировано ограничение (обременение) права в пользу Ленинградской области.
Податель жалобы указывает, что согласно Правилам возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262, (далее - Правила) основанием для возмещения убытков является акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В связи с этим податель жалобы считает, что соглашение о временном занятии земельного участка с землепользователем заключается лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка. По мнению подателя жалобы, исходя из статей 432, 434 и 438 ГК РФ, офертой явилось платежное поручение о направлении ОАО "Газпром" денежных средств в сумме, определенной заключением экспертизы, землепользователю - ОАО "Спутник", а акцептом стало письмо ОАО "Ступник" в адрес ОАО "Газпром" и совершение ОАО "Спутник" действий - принятие указанных денежных средств.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Спутник" просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Правительства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ОАО "Газпром" поддержал доводы подателя жалобы. Представитель ОАО "Спутник" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель Земельной кадастровой палаты пояснил, что полагается в этом вопросе на усмотрение суда, поскольку его заинтересованности в данном споре не имеется.
Администрация и Роснедвижимость о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ОАО "Спутник" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 37 870 000 кв. м с кадастровым номером 47:07:00-00-000:154, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Романовская волость, д. Лепсари, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2007 серии 78-А N 617557.
ОАО "Спутник" на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект - комплекс орошения ЗПО, инвентарный номер 12284, лит. А, готовностью 93%, условный номер 47-78-12/018/2006-083, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Романовская волость, д. Лепсари, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2006 серии 78-А N 677314.
Правительство Ленинградской области издало распоряжение от 20.11.2007 N 486-р "Об изъятии земельного участка ОАО "Спутник" для государственных нужд под строительство Северо-Европейского газопровода с сопутствующими сооружениями на участке Грязновец-Выборг км 597 - км 917 во Всеволожском районе". Согласно распоряжению принято решение об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 69,7 га из земель, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО "Спутник". Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом предписано направить ОАО "Спутник" уведомление о предстоящем изъятии земельного участка и осуществить регистрацию данного распоряжения в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. ОАО "Газпром" предложено провести работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет и возместить ОАО "Спутник" убытки, связанные с изъятием земельного участка для государственных нужд.
ОАО "Спутник" направлено уведомление от 06.12.2007 N 13-4823/07-6-1 о принятом решении по предстоящему изъятию земельного участка.
В ЕГРП 28.04.2008 произведена регистрация обременения земельного участка с кадастровым номером 47:07:00-00-000:0154 в пользу Ленинградской области: прочие ограничения (обременения), срок не определен.
Правительством Ленинградской области издано распоряжение от 06.02.2009 N 32-р, в котором указано, что земельный участок площадью 69,7 га, изъятый у ОАО "Спутник" для государственных нужд, предоставляется ОАО "Газпром", которому предложено возместить ОАО "Спутник" убытки, связанные с прохождением трассы газопровода. Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" предписано в десятидневный срок заключить с ОАО "Газпром" договор аренды земельного участка под строительство газопровода.
Между Администрацией (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды упомянутого земельного участка от 06.02.2009 N 1290/1-6-08.
Полагая, что распоряжение Правительства от 06.02.2009 N 32-р не соответствует закону и нарушает его права как пользователя земельного участка, ОАО "Спутник" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив пункт 3 статьи 3, статьи 49, 55, 57 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 279 - 283 ГК РФ, на основании установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств пришли к правомерному выводу о том, что процедура изъятия земельного участка у ОАО "Спутник" не завершена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьей 49 этого же кодекса установлено, что условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 283 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 ГК РФ.
В соответствии с требованиями статьи 279 ГК РФ Правительство приняло решение об изъятии земельного участка для государственных нужд, издав распоряжение от 20.11.2007 N 486-р, уведомив ОАО "Спутник" о предстоящим изъятии, и зарегистрировала решение об изъятии земельного участка в ЕГРП.
Как следует из статьи 280 ГК РФ в сопоставлении со статьей 283 ГК РФ, права владения и пользования земельным участком, подлежащим изъятию, сохраняются, за его владельцем до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка.
Согласно статье 282 ГК РФ, если собственник, в данном случае владелец земельного участка, не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Поскольку между сторонами имеется спор о выкупной цене, а с иском о выкупе земельного участка Правительство к ОАО "Спутник" не обращалось, суды обоснованно пришли к выводу о том, что процедура изъятия упомянутого земельного участка у ОАО "Спутник" не завершена. Следовательно, права ОАО "Спутник" на подлежащий изъятию земельный участок не прекратились. Соответственно у Правительства не имелось оснований для издания распоряжения о предоставлении указанного земельного участка ОАО "Газпром" и заключения с ним договора аренды этого земельного участка.
Таким образом, сделанный судами вывод о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает права заявителя, основан на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
Довод подателя жалобы о временном изъятии земельного участка не подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Такое понятие, как временное изъятие земельного участка, в нормах права, регламентирующих условия и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отсутствует. Вместе с тем, указанные нормы содержат такие понятия, как временное занятие земельных участков, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (статья 57 Земельного кодекса Российской Федерации). Поскольку актом государственного органа исполнительной власти - распоряжением от 20.11.2007 N 486-р принято решение об изъятии земельного участка, нет оснований полагать, что речь идет о временном занятии земельного участка или ограничении прав ОАО "Спутник". Регистрация обременений в ЕГРП в отношении упомянутого земельного участка, на которую ссылается податель жалобы, не свидетельствует о временном занятии земельного участка, а подтверждает исполнение требований пункта 4 статьи 279 ГК РФ о государственной регистрации решения соответствующего органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Довод подателя жалобы о том, что соглашение о выкупе земельного участка заключено путем обмена письменными документами между ОАО "Газпром" и ОАО "Спутник", а именно: платежным поручением о перечислении денежных средств в счет возмещения убытков и письмом ОАО "Спутник", а также фактом приема ОАО "Спутник" перечисленных денежных средств, является несостоятельным, поскольку противоречит нормам статей 432 - 345 и 438 ГК РФ. Указанные документы не содержат существенных условий договора, в частности данных, позволяющих идентифицировать изымаемый земельный участок. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ выкуп участка осуществляется Российской Федераций, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Следовательно, одной из сторон соглашения о выкупе участка, в данном случае должно являться Правительство Ленинградской области.
Ссылка подателя жалобы на статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации и упомянутые Правила, несостоятельна, поскольку указанные нормы права не определяют порядок и условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а лишь регламентируют вопросы возмещения убытков при таком изъятии.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 по делу N А56-12306/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.