Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2009 г. N А21-5174/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" Коршун В.В. (доверенность от 10.06.2009), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Батовой Н.Э. (доверенность от 30.07.2009 N РБ-07/2303),
рассмотрев 15.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А21-5174/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "Межколхозная производственная база" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент) от 26.05.2009 N 11/035-09 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты, заявление удовлетворить. Податель жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что в его действиях содержится состав вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе, в следующих направлениях: оказание услуг по ремонту судов, снабженческо-сбытовая деятельность, портовые услуги.
Управлением природных ресурсов по Калининградской области (далее - Управление) Обществу выдано разрешение от 18.06.2004 N 39 М 04/0026/Л на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами сроком действия до 18.06.2009. До истечения срока действия разрешения Управлением утверждены лимиты от 07.10.2004 на размещение Обществом 28 видов опасных отходов и определен порядок их размещения. Согласно утвержденного приказом Управления от 20.04.2004 N 675-э заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование деятельности по обращению с опасными отходами ЗАО "МПБ" отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов с судов должны откачиваться в накопительный бункер на НБ "Моршанск", по мере заполнения которого сдаваться на судно-сборщик по договору со специализированной организацией.
Отделом надзора на море (Калининградская область) Департамента в соответствии с планом контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год и на основании распоряжения начальника отдела от 04.03.2009 N 015 проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В результате проверки составлен акт от 29.04.2009 N 11/013-09, согласно разделу 1.3 "Обращение с отходами производства и потребления" которого, в частности, судовые отходы (эмульсии и смеси нефтепродуктов) не сдаются Обществом в специализированную организацию, а направляются на очистку с помощью судового сепаратора для использования нефтепродуктов в качестве котельного топлива. Кроме того, не представлены копии согласованных паспортов опасных отходов трех наименований, образование которых произошло в 2008 году: льяльные воды, медицинские отходы и отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод. В ходе обследования территории предприятия также установлено, что на площадке временного хранения лома черных металлов складированы бочки с отходами нефтепродуктов, бочки не закрыты, имеет место загрязнение поверхности площадки в результате пролива нефтесодержащих веществ.
Акт проверки направлен прокурору города Светлого Калининградской области для рассмотрения и принятия мер реагирования.
Постановлением прокурора от 06.05.2009 в отношении Общества возбуждено производство об административном правонарушении, материалы направлены в Департамент для дальнейшего административного расследования.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении Департамент вынес постановление от 26.05.2009 N 11/035-09, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде взыскания 100 000 руб. штрафа. По мнению Департамента, Общество не выполнило требования, предусмотренные частью 1 и 2 статьи 39 и частью 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, статьями 11 и 26, частями 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, пунктами 2.2, 2.4, 2.6, 2.7, 2.8 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 (далее - Порядок N 570).
Общество оспорило постановление административного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении Департаментом процедуры привлечения к административной ответственности.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, предоставляется соответствующая отчетность, органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что Общество, осуществляя деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, не соблюдает указанные обязанности, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При этом, суды первой и апелляционной инстанции установили, что Общество в нарушение предусмотренного порядка обращения с отходами, утвержденного для заявителя приказом Управления от 20.04.2004 N 675-э, не сдавало судовые отходы в специализированную организацию, а направляло на очистку для получения нефтепродукта и его использования в качестве котельного топлива. У Общества отсутствуют паспорта опасных отходов трех наименований, образование (поступление) которых произошло в 2008 году (льяльные воды, медицинские отходы, отходы при механической и биологической очистке сточных вод).
Суды обоснованно указали, что Общество не представило доказательства невозможности соблюдения законодательства об охране окружающей среды, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Суд первой инстанции правомерно признал, что техническая ошибка, допущенная в резолютивной части оспариваемого постановления Департамента в связи с неправильным указанием номера статьи КоАП РФ, вменяемой в вину Обществу, не может свидетельствовать о незаконности постановления и отсутствии состава административного правонарушения в действиях заявителя. Из постановления о возбуждении административного дела и мотивировочной части оспариваемого постановления Департамента следует, что в действиях Общества административный орган усмотрел административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявления правильным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А21-5174/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Межколхозная производственная база" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.