Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 марта 2010 г. N Ф07-2121/2010 по делу N А56-5266/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2011 г. N Ф07-2121/2010 по делу N А56-5266/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Всеволожский гортоп" Тихонова И.О. (доверенность от 30.06.2009), от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области Лосенкова А.Л. (доверенность от 10.11.2009), от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области Лебедевой Е.В. (доверенность от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Всеволожский гортоп" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2009 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-5266/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Всеволожский гортоп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата), выразившееся в невнесении в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области (в том 3 книги 13, в строку N 5697 таблицы "Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области") и в Государственный кадастр недвижимости следующих сведений: наименование вида разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; номер вида разрешенного использования - 9; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (далее - УКДС) - 1 275,29 руб. за 1 кв.м; кадастровая стоимость земельного участка - 9 805 704,81 руб.;
- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление Роснедвижимости) внести указанные сведения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области и в Государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением от 30.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд, признав обоснованность доводов заявителя о наличии ошибки при определении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка и его кадастровой стоимости, по формальным основаниям отказал в удовлетворении его требований; непризнание при рассмотрении настоящего дела Управлением Роснедвижимости требований Общества свидетельствует о бездействии указанного государственного органа, противоречащем нормам законодательства и нарушающем права и законные интересы заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Кадастровой палаты и Управления Роснедвижимости просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
ФГУП "ФКЦ "Земля" просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Всеволожского района Ленинградской области от 07.12.1993 N 3485 Всеволожскому гортопсбыту предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 13 500 кв.м для обслуживания административного здания и складов, расположенный по адресу: г. Всеволожск, ул. Пушкинская, д. 1.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области от 28.12.2005 N 426 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Всеволожский гортопсбыт" (далее - ФГУП "Всеволожский гортопсбыт") в редакции распоряжения от 14.06.2006 N 244 названное предприятие приватизировано путем преобразования в Общество; в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, отраженного в приложении N 1 к распоряжению от 28.12.2005 N 426, включен и передан Обществу по передаточному акту от 15.06.2006 земельный участок площадью 0,7689 га с кадастровым номером 47:07:13-02-082:0011, расположенный по адресу: г.Всеволожск, ул. Пушкинская, д.1, и имеющий разрешенное использование - для обслуживания административного здания и складов.
Право собственности Общества на данный земельный участок зарегистрировано 12.04.2007 (свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АВ N 617778).
Для уплаты земельного налога, который рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, Общество получило заверенную Управлением Роснедвижимости кадастровую выписку от 23.09.2008 N 35/08-6-2445 о названном земельном участке. В выписке указано следующее: разрешенное использование - для обслуживания административного здания и складов, УКДС - 6119,83 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 47 055 372,87 руб. Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 30.09.2008 N 40 об исправлении ошибки, допущенной в связи с неправильным отнесением земельного участка к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 "Типовой перечень видов разрешенного использования" к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень). По мнению Общества, исходя из вида разрешенного использования спорного участка и фактически осуществляемой Обществом деятельности участок следовало отнести к 9-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; в этом случае УКДС должен быть равным 1275,28 руб. за кв.м, а кадастровая стоимость - 9 805 704,81 руб.
Кадастровая палата в письме от 06.11.2008 сообщила Обществу, что спорный земельный участок отнесен к 7-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"; УКДС для земельных участков, относящихся к указанной группе, постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 365 установлен в размере 6119,83 руб. за 1 кв.м, поэтому кадастровая стоимость участка, исходя из его площади, составляет 47 055 372 руб. 87 коп.
Общество обратилось с настоящим заявлением в суд, считая, что определение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка произведено с нарушением законодательства, а также его прав и законных интересов, выразившемся в возложении на него дополнительных налоговых обязательств.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего: кадастровая стоимость спорного земельного участка правильно определена с применением УКДС, имеющего наибольшее значение и соответствующего виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"; Кадастровая палата не является органом, уполномоченным осуществлять функции по внесению изменений в результаты государственного кадастра оценки земель, в том числе в порядке исправления технической ошибки.
Апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Управление Роснедвижимости при определении кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка неправильно установило УКДС в размере 6119,83 руб. за кв.м и кадастровую стоимость в размере 47 055 372 руб. 87 коп. в связи с неправомерным отнесением этого участка по виду функционального использования к 7-й группе "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Однако апелляционный суд отказал в удовлетворении заявления Общества ввиду следующего: поскольку Общество не обращалось с заявлением об исправлении допущенной ошибки непосредственно в Управление Роснедвижимости, то нет оснований считать, что названный орган допустил противоправное бездействие и тем самым нарушил права и законные интересы заявителя.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что УКДС и кадастровая стоимость названного земельного участка необоснованно установлены Управлением Роснедвижимости исходя из его принадлежности по виду функционального использования к 7-й группе. Апелляционный суд, исследовав имеющиеся в деле документы (постановление администрации Всеволожского района от 07.12.1993 N 3485, свидетельство о праве собственности на землю от 20.12.1993, устав Общества, согласно которому основным видом деятельности Общества является оптовая торговля твердым топливом, а дополнительными - розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, транспортная обработка грузов), установил, что поскольку Обществу был предоставлен земельный участок для размещения на нем административного здания и складов, не связанных с осуществлением деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, то он не может быть отнесен по виду разрешенного использования к 7-й группе Типового перечня.
Сделав обоснованный вывод о неправильном определении УКДС и кадастровой стоимости земельного участка Общества, апелляционный суд незаконно отказал в удовлетворении заявления Общества.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях), или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях), подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Ведение государственного земельного кадастра согласно пункту 6.4.1 Положения об Управлении Роснедвижимости, утвержденного приказом Роснедвижимости от 27.07.2006 N П/0233, входит в полномочия Управления Роснедвижимости.
Ссылка апелляционного суда на то, что Общество не обращалось с заявлением об исправлении указанной ошибки непосредственно в Управление Роснедвижимости, не может служить основанием для отказа в восстановлении нарушенных прав и законных интересов, поскольку Общество фактически обжалует законность установленных Управлением Роснедвижимости УКДС и кадастровой стоимости названного земельного участка. К тому же, как видно из материалов дела, отзывов Управления Роснедвижимости, пояснений его представителя в суде кассационной инстанции, данный орган считает, что вид разрешенного использования, УКДС и кадастровая стоимость земельного участка заявителя были определены правильно и без решения суда не намерен вносить изменения в результаты государственного кадастра земель.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, предложить Обществу уточнить его требования, касающиеся периода действий Управления Роснедвижимости по определению вида разрешенного использования, УКДС и кадастровой стоимости названного земельного участка, порядка устранения нарушения прав заявителя с учетом того, что постановлением правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 изменены УКДС земель населенных пунктов, в том числе и земель Всеволожского муниципального района 7-й и 9-й групп видов разрешенного использования; разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, распределить судебные расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 по делу N А56-5266/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.