Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2010 г. N Ф07-6534/2008 по делу N А21-979/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Шабановой Л.П. (доверенность от 11.01.2010), Смирновой Н.В. (доверенность от 12.03.2010), от администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области Швец М.В. (доверенность от 27.05.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А21-979/2007 (судьи Барканова Я.В., Аносова Н.В., Серикова И.А.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Гурьевский район" Калининградской области (далее - администрация района), выразившегося в непредоставлении Предприятию на праве аренды земельного участка общей площадью 5 га с кадастровым номером 39:03:060019:0024, расположенного южнее поселка Родники Гурьевского района Калининградской области, для строительства радиотелевизионной телепередающей станции (далее - РТПС). Заявитель также просил суд обязать администрацию района предоставить названный земельный участок в аренду.
В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования и попросил признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" Калининградской области (далее - администрация городского округа), именуемой в настоящее время администрацией Гурьевского муниципального района (далее - администрация муниципального района) в предоставлении Предприятию указанного земельного участка на праве аренды для строительства РТПС, изложенный в письме от 14.08.2007 N 4142.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (далее - Роспечать).
Решением от 19.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 28.11.2008 отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, указав на необходимость установить, к какой категории земель относится испрашиваемый Предприятием земельный участок; проверить правомерность доводов администрации городского округа, приведенных в обоснование отказа в предоставлении Предприятию названного участка.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по градостроению Калининградской области (далее - Агентство по градостроению), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (далее - Управление Роснедвижимости).
Решением от 20.04.2009 (судья Сычевская С.Н.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 16.11.2009 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение от 20.04.2009 и удовлетворил требования, заявленные Предприятием.
В кассационной жалобе администрация муниципального района, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам просит отменить указанный судебный акт. По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении Предприятию спорного земельного участка в аренду для строительства РТПС является обоснованным, поскольку использование земель сельскохозяйственного назначения в целях строительства главой XIV Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено; апелляционный суд сделал неправильный вывод о том, что спорный земельный участок не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие, считая постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района поддержал доводы жалобы, а представители Предприятия - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 866 утверждена федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года, которой предусмотрено строительство новой ретрансляционной станции за пределами Калининграда.
В связи с этим обстоятельством постановлением главы администрации района от 12.03.2002 N 224 отделу капитального строительства администрации Калининградской области разрешено выполнить проектно-изыскательские работы под размещение телевизионной и радиотелевизионной телепередающей станции на земельном участке общей площадью 5 га в южной части поселка Родники Гурьевского района Калининградской области и оформить в администрации района отвод земельного участка после окончания проектирования, согласования проекта с государственными службами, получения экологической и вневедомственной экспертизы (т. 1, л.д. 13).
Постановлением от 24.12.2003 N 1777 глава администрации района продлил срок проведения проектно-изыскательских работ.
В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 N 81-р заказчиком по строительству РТПС был определен правопредшественник Роспечати - Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Данное министерство по договору от 13.03.2003 передало Предприятию функции заказчика по организации проектно-изыскательских работ и строительству РТПС.
Глава администрации района постановлением от 27.10.2004 N 1938 отменил свои постановления от 12.03.2002 N 224 и от 24.12.2003 N 1777, утвердил Предприятию по его ходатайству акт от 23.07.2004 выбора и обследования земельного участка для проектирования РТПС, предварительно согласовал место размещения указанного объекта на спорном земельном участке и разрешил разработать проектную документацию в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (т. 1, л.д. 23).
В данном постановлении (в редакции постановления от 18.10.2005 N 2280) указано, что оно вступает в силу со дня подписания и действует в течение трех лет (т. 1, л.д. 52).
Постановлением главы администрации района от 27.10.2005 N 2352 из земельного участка площадью 1 185 029 кв.м с кадастровым номером 39:03:060019:0020 в Гурьевском районе Калининградской области сформированы и утверждены проекты границ двух земельных участков, в том числе земельного участка площадью 50 000 кв.м с условным кадастровым номером 39:03:060019:0020/А, отнесенного к категории земель поселений, расположенного по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, южнее пос. Родники, и имеющего разрешенное использование: проектирование и строительство РТПС (т. 3, л.д. 67).
На основании постановления от 27.10.2004 N 1938 и договора, заключенного Предприятием с обществом с ограниченной ответственностью "Геоид", проведены землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности. Земельный участок площадью 5 га прошел кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер 39:03:060019:0024 с разрешенным использованием - для проектирования и строительства РТПС. По заказу Предприятия был выполнен проект строительства РТПС, получивший положительные заключения Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и санитарно-эпидемиологической службы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Предприятие 12.02.2007 обратилось в администрацию района с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 39:03:060019:0024 для строительства РТПС. К заявлению Предприятие приложило кадастровый план испрашиваемого земельного участка.
Поскольку по истечении двухнедельного срока, установленного пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация района не приняла решения о предоставлении указанного земельного участка для строительства, Предприятие обратилось в суд с требованием признать незаконным такое бездействие.
В процессе рассмотрения дела глава администрации городского округа в письме от 14.08.2007 N 4142 (т. 1, л.д. 109, 110) отказал Предприятию в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на следующее: при предварительном согласовании места размещения РТПС были нарушены положения статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок не был переведен в надлежащую категорию земель; отсутствует согласование акта о выборе земельного участка с Научно-производственным центром по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области в связи с непосредственной близостью земельного участка к памятникам археологии и объектам культурного наследия; выданное Предприятию архитектурно-планировочное задание утратило силу; планируемый к размещению объект капитального строительства находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны (зоны ограничения по бактериальному загрязнению) источника водоснабжения, поэтому в целях размещения локальных очистных сооружений биологической очистки необходимо предусмотреть меры по их выведению за пределы второго пояса зоны санитарной охраны; в администрацию городского округа поступило предписание Агентства по градостроению от 01.06.2007 N 950 отменить до 21.06.2007 постановления от 27.10.2004 N 1938 и от 27.10.2005 N 2352.
В связи с изложенным Предприятие уточнило заявленные требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ и попросило суд признать незаконным отказ администрации городского округа в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства РТПС и обязать предоставить названный земельный участок в аренду.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав доказанным отнесение спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, предоставление которых для строительства Земельным кодексом Российской Федерации не допускается.
Апелляционная инстанция, исследовав имеющиеся в деле и представленные при новом рассмотрении дела доказательства, пришла к выводу об отсутствии у администрации городского округа оснований для отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства; признала оспариваемый отказ незаконным, обязала администрацию городского округа в месячный срок направить Предприятию проект договора аренды.
При этом апелляционный суд исходил из следующего. Вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2009 по делу N А21-5742/2007 с участием тех же лиц признано недействительным постановление администрации городского округа от 13.06.2007 N 2343 об отмене постановлений администрации района от 12.03.2002 N 224, от 27.10.2004 N 1938, от 18.10.2005 N 2280 и от 27.10.2005 N 2352. При рассмотрении названного дела апелляционный суд установил, что не имеется оснований для отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и что он правомерно отнесен к категории земель поселений. Постановление главы администрации района от 27.10.2005 N 2352 является законным основанием для предоставления земельного участка для строительства РТПС. Администрация городского округа в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не представила доказательств правомерности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка. Доводы администрации городского округа о необходимости перевода земельного участка из земель населенных пунктов в другую категорию, согласования акта о выборе земельного участка с Научно-производственным центром по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории культуры Калининградской области, а также о нахождении планируемого к размещению объекта капитального строительства в границах второго пояса зоны санитарной охраны (зоны ограничения по бактериальному загрязнению) источника водоснабжения апелляционный суд отклонил как не основанные на имеющихся в деле доказательствах.
Кассационная инстанция считает указанные выводы правильными.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок Управление Роснедвижимости при проведении кадастровых работ отнесло к категории земель поселений. Данные сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости и никем не оспорены. В кадастровом плане территории, в границах которой находится этот участок, также указано, что участок относится к категории земель поселений (т. 4, л.д. 148). К аналогичному выводу пришел апелляционный суд при рассмотрении дел N А21-5742/2007 с участием тех же лиц и дела N А21-5743/2007 об оспаривании Предприятием предписания Агентства по градостроению от 01.06.2007 N 950.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционный суд правильно указал, что справки администрации Низовского сельского поселения и сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Родники" об использовании спорного участка гражданами для выпаса домашнего скота не могут служить основанием для отнесения этого участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При таком положении апелляционный суд правильно признал, что оспариваемый отказ противоречит пункту 8 статьи 31, пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Предприятия.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о невозможности предоставить Предприятию спорный участок для строительства РТПС ввиду отнесения этого участка к землям сельскохозяйственного назначения направлены на переоценку исследованных апелляционным судом доказательств и его выводов об установленных им обстоятельствах, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, предусмотренным частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основания для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А21-979/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.