Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2010 г. N Ф07-4580/2010 по делу N А56-83718/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга Делиховской Е.Е. (доверенность от 11.01.2010 N 09/66-2),
рассмотрев 02.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2010 по делу N А56-83718/2009 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛАИН" (далее - ООО "ЛАИН", Общество) 105 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год, на основании решения от 31.08.2009 N 05-42/1006.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2010 Фонду отказано в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Общества в пользу Фонда 105 руб. штрафных санкций.
Фонд не согласен с выводом суда о том, что им допущены существенные нарушения процедуры привлечения ООО "ЛАИН" к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "ЛАИН" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛАИН" согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд при осуществлении контроля своевременности представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявил факт непредставления Обществом таких сведений за 2008 год.
Выявленное нарушение отражено в акте от 30.07.2009 N 05-41/1198. В данном акте Фонд предложил страхователю представить имеющиеся у него возражения в письменном виде и назначил рассмотрение таких возражений и материалов проверки на 28.08.2009 в 10.00.
Этот акт направлен страхователю по почте.
Решением Фонда от 31.08.2009 N 05-42/1006 ООО "ЛАИН" привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взимания 105 руб. штрафа, составляющего 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер штрафа определен Фондом на основании представленного налоговым органом сводного отчета по страховым взносам за 2008 год.
Требованием от 01.09.2009 N 05-56/743 Фонд предложил страхователю до 18.09.2009 уплатить названную сумму штрафных санкций в добровольном порядке.
Поскольку в указанный срок ООО "ЛАИН" не уплатило 105 руб. штрафа, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая Фонду в удовлетворении заявленного требования, указал на существенное нарушение заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении, которое в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ влечет за собой незаконность решения от 31.08.2009 N 05-42/1006, а следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа. Таким существенным нарушением суд признал факт вынесения решения о привлечении ООО "ЛАИН" к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета не тем должностным лицом, которое рассматривало материалы проверки.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что принятый по делу судебный акт отмене не подлежит с учетом следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, нормами его главы 14.
Дела о правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в результате иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом.
При этом основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения уполномоченного органа о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля.
В данном случае суд первой инстанции признал в качестве такого нарушения то обстоятельство, что решение от 31.08.2009 N 05-42/1006 о привлечении Общества к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета принято не тем должностным лицом Фонда, которое участвовало в рассмотрении акта и иных материалов проверки.
Из положений пунктов 6, 7, 8 и 9 статьи 101.4 НК РФ следует, что акт, в котором зафиксированы факты нарушения действующего законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа после представления лицом, привлекаемым к ответственности, возражений на акт, и в присутствии этого лица или его представителя.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий осуществленного контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение нарушения законодательства. При этом отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. Объяснения лица, привлекаемого к ответственности, заслушиваются и исследуются наравне с иными доказательствами.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения действующего законодательства;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушений, определенный в федеральном законе;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение нарушения действующего законодательства;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение такого правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение действующего законодательства.
При этом в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения с указанием правовых норм, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Из анализа приведенных положений статьи 101.4 НК РФ следует, что устанавливая порядок привлечения уполномоченным органом лица, нарушившего действующее законодательство, к соответствующей ответственности, законодатель предусмотрел гарантии защиты прав этого лица.
Одной из таких гарантий в публичных правоотношениях является соблюдение уполномоченным органом принципа непосредственности исследования доказательств и иных материалов, которые могут служить основанием для решения вопроса о привлечении лица (в данном случае страхователя) к ответственности.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае этот принцип Фондом не соблюден.
Так из материалов дела видно, что акт от 30.07.2009 N 05-41/1198, составленный в связи с обнаружением факта нарушения ООО "ЛАИН" срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год, рассматривался заместителем начальника Фонда Ефимовой Н.П., в то время как решение от 31.08.2009 N 05-42/1006 о привлечении Общества к ответственности подписано иным лицом - руководителем Фонда Галичем Г.Е.
Однако руководитель Фонда Галич Г.Е. в исследовании доказательств и иных материалов проверки непосредственного участия не принимал.
Кроме того, следует отметить, что Фондом были нарушены и иные существенные условия порядка производства по делу о выявленном правонарушении, которые в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ влекут за собой незаконность принятого им решения от 31.08.2009 N 05-42/1006, а следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях, должностным лицом уполномоченного органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Для реализации лицом, совершившим правонарушение, права представления в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, возражений и обосновывающих их доказательств, пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что акт должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае же если указанное лицо уклоняется от получения такого акта, должностным лицом уполномоченного органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. При направлении указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения уполномоченного органа о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения относится, в первую очередь, не обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, и не обеспечение этому лицу возможности представить объяснения.
В данном случае из представленных в материалы дела копий списка заказных писем и почтовой квитанции следует, что акт от 30.07.2009 N 05-41/1198 об обнаружении факта нарушения ООО "ЛАИН" законодательства об обязательном пенсионном страховании направлен Фондом 04.08.2009 Обществу по почте.
Вместе с тем доказательства вручения указанного акта страхователю под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо уклонения ООО "ЛАИН" от его получения, как это обусловлено пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ, Фонд в материалы дела не представил.
Более того, непосредственно в акте указано, что способом его передачи изначально выбрана "почта" (лист дела 7).
При таких обстоятельствах, следует признать, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения акта, составленного в связи с обнаружением факта совершения им нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, то есть Фондом не была обеспечена возможность ООО "ЛАИН" участвовать в процессе рассмотрения указанного акта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2010 по делу N А56-83718/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.