Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июня 2010 г. N Ф07-4288/2010 по делу N А52-6567/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
рассмотрев 09.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 15.02.2010 по делу N А52-6567/2009 (судья Орлов В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Великолукский мясокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Себежской таможни (далее - таможня) по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10225040/060809/0000477.
Решением от 15.02.2010 суд удовлетворил заявление и обязал таможню восстановить нарушенное право общества в установленном порядке.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт. Податель жалобы считает, что документы и сведения, представленные обществом в подтверждение таможенной стоимости товаров, не являются достаточными и достоверными; ценовая информация, использованная таможней при корректировке таможенной стоимости товаров, применена правомерно. Кроме того, податель жалобы указывает, что судами не приняты во внимание дополнительные документы и доводы таможенного органа.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба, с учетом ходатайства таможни, рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество как получатель и декларант на основании контракта от 14.04.2009 N 1404/09, заключенного с фирмой "АД Финанс СП. З О.О." (Польша), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в режиме "выпуск для внутреннего потребления" по ГТД N 10225040/060809/0000477 товар - замороженные в блоки свиной шпик без шкурки, без прилегающего слоя мяса в полиэтилене для реализации на внутреннем рынке (страна происхождения - Испания, условия поставки - EXW-Гирона).
Общество определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифе) и согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень документов), представило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: учредительные документы, контракт от 14.04.2009 N 1404/09 с дополнениями, инвойсы, паспорт сделки, платежное поручение, сертификат, международные товарно-транспортные накладные (CMR), документы по договору на оказание транспортных услуг.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости таможенный орган направил обществу запрос от 07.08.2009 N 1, в котором предложил в срок до 18.09.2009 представить для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, заявленной в ГТД, дополнительные документы и сведения.
Требованием от 07.08.2009 таможня со ссылкой на статью 153 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сообщила обществу о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить корректировку таможенной стоимости и обеспечение уплаты таможенных платежей согласно расчету. Источником ценовой информации при расчете таможней размера обеспечения уплаты таможенных платежей послужили данные, имеющиеся в ее распоряжении.
Общество представило таможенному органу дополнительные документы и сведения (письмо от 21.09.2009 N 2109/03), а также пояснило невозможность представления части запрашиваемых документов.
Таможня приняла окончательное решение по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10225040/060809/0000477, уведомив об этом общество письмом от 11.11.2009 и направив ему декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и корректировку таможенной стоимости (КТС-1). Таможенная стоимость определена таможенным органом по третьему методу (по стоимости сделки с однородными товарами). В качестве источника ценовой информации указана ГТД N 10127040/030709/0008602. Согласно КТС-1 по ГТД N 10225040/060809/0000477 обществу доначислено 199 966 руб. 57 коп. таможенных платежей.
В дополнении N 1 к ДТС-2 N 10225040/060809/0000477 отмечено, что таможенная стоимость основывается на количественно неопределяемой и документально неподтвержденной или недостоверной информации, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие величину дополнительных начислений по транспортным расходам, фактически подлежащим уплате, не представлены прайс-листы фирмы-производителя товара и оригинал таможенной декларации страны отправления.
Согласно письму таможенного органа от 16.11.2009 N 16-12/11729 таможня 13.11.2009 приняла решение N 65 о зачете денежного залога в сумме 199 966 руб. 57 коп. в счет уплаты таможенных пошлин, налогов по ГТД (КТС) N 10225040/060809/0000477.
Поскольку корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей, таможня направила декларанту требование от 13.11.2009 N 214 об уплате 13 703 руб. 48 коп. налога на добавленную стоимость и 7 264 руб. 78 коп. пеней за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов по ГТД N 10225040/060809/0000477.
Общество оспорило действия таможни по корректировке таможенной стоимости в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив, что общество в подтверждение избранного им метода представило все предусмотренные документы, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт не подлежит отмене в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 12 Закона о тарифе установлено, что первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона. При этом статья 19 Закона о тарифе применяется с учетом положений статьи 19.1 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о тарифе таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона о тарифе.
В пункте 2 статьи 19 Закона о тарифе приведен исчерпывающий перечень оснований, запрещающих применение основного метода определения таможенной стоимости товаров.
Суд установил, что в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона о тарифе оснований, препятствующих применению обществом основного метода оценки таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен Перечнем документов. В приложении N 1 к нему определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 3 статьи 323 ТК РФ предусмотрено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с названным Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
По смыслу статьи 323 ТК РФ таможня обязана опровергнуть сведения декларанта и доказать несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.
В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Суд отметил, что таможня не доказала невозможность использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, не опровергла достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий. Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к названной сделке, само по себе не свидетельствует о недействительности документов, представленных заявителем и (или) фиктивном характере внешнеэкономических договорных отношений. Кроме того, декларант не отказывался представлять запрошенные документы и сведения, а ссылался на отсутствие возможности их представить.
На основании экспертного заключения Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты суд установил, что цена ввезенного мяса соответствует диапазону цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, сделал обоснованный вывод о том, что общество представило всю необходимую информацию и документы, подтверждающие достоверность указанной в ГТД N 10225040/060809/0000477 таможенной стоимости товара.
Непредставление декларантом каких-либо дополнительно запрошенных документов не является правовым основанием для отказа ему в применении избранного метода определения таможенной стоимости.
Кроме того, как правильно указал суд, таможенный орган не обосновал правильность применения им третьего метода (по стоимости сделки с однородными товарами).
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о тарифе если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 Закона о тарифе (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и метод по стоимости сделки с идентичными товарами), таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.
Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 19 Закона о тарифе.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о тарифе для определения таможенной стоимости товаров в соответствии с названной статьей используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.
Суд установил, что таможенный орган не исследовал, на каком коммерческом уровне были проданы однородные товары по ГТД N 10127040/030709/0008602.
Кроме того, в случае сомнений в достоверности предоставления декларантом сведений о величине понесенных обществом транспортных расходов, таможенный орган должен был воспользоваться своим правом в порядке статьи 323 ТК РФ и запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, предоставив декларанту право доказать достоверность представленных им сведений. Таким правом таможня не воспользовалась, разъясняющие сведения по транспортным расходам у декларанта не запросила.
Таможенный орган не подтвердил достоверность ценовой информации, использованной им при определении таможенной стоимости по третьему методу, соответствующими документами и не доказал правомерность применения имеющейся в его распоряжении ценовой информации, поскольку не подтвердил сопоставимость всех значимых условий внешнеэкономических сделок.
Утверждение подателя жалобы о том, что суды не приняли во внимание дополнительные документы и доводы таможенного органа, является необоснованным. Материалами дела не подтверждается факт заявления таможней ходатайства о приобщении указанных доказательств в суд первой инстанции либо подачи замечаний на протоколы судебных заседаний.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия таможни по корректировке таможенной стоимости не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества.
Обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15.02.2010 по делу N А52-6567/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.