Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2010 г. по делу N А44-6313/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Ипуть" Макатровой Н.В. (доверенность от 21.06.2010),
рассмотрев 22.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Ипуть" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2009 (судья Кузема А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А44-6313/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Ипуть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Комитета ветеринарии Новгородской области (далее - Комитет) по включению в перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами колбасных изделий, копченостей и других видов мясных продуктов и полуфабрикатов.
Решением от 28.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 28.12.2009 и постановление от 10.03.2010, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не применили к спорным правоотношениям подлежащие применению Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные Минсельхозом СССР 27.12.1983 (далее - Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов) и постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" (далее - постановление N 1009).
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет торговую оптовую базу, расположенную по адресу: Новгородская область, Новгородский район, п. Трубичино, д. 17а, основным видом деятельности которой является оптовая торговля продуктами питания, произведенными промышленным способом.
Осуществляя поставки продуктов питания в город Великий Новгород и Новгородскую область, Общество обратилось 22.07.2009 в Комитет с письмом, в котором просило разъяснить подлежат ли колбасные изделия, копчености, мясные и мясорастительные консервы и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов сопровождению ветеринарными свидетельствами при транспортировке, хранении и реализации.
Ссылаясь на Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Минсельхоза Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила N 422) Комитет в письме от 28.07.2009 N 706 разъяснил, что мясопродукты (колбасные изделия, копчености, мясные и мясорастительные консервы и другие виды готовых мясных продуктов и полуфабрикатов, топленые жиры) подлежат сопровождению ветеринарными сопроводительными документами при перевозке, хранении и реализации.
Считая, что Комитет необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов путем включения в перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, колбасных изделий, копченостей и других видов мясных продуктов и полуфабрикатов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Комитета незаконными.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основы правового регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Правилами N 422 определен порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
В силу пункта 1.1 Правила N 422 являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок .
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 422 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 Правил N 422 партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к Правилам N 422, должны сопровождаться ветеринарным свидетельством формы N 2 в случаях перевозки грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации, либо ветеринарной справкой формы N 4, в случаях перевозки грузов в пределах района (города). В пункте 2.1 Перечня грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, указаны мясные продукты.
На основании пунктов 23 и 35 ГОСТ 18158-72 "Производство мясных продуктов. Термины и определения" колбаса - это изделие из колбасного фарша в оболочке, подвергнутое тепловой обработке до готовности к употреблению. Колбасный фарш - смесь измельченного мяса со специями, пряностями и другими компонентами, взятыми в количествах, установленных рецептурой.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007 (КПЕС 2002) колбасные изделия, копчености, ветчина, сосиски и другие мясопродукты относятся к группировке 15.13.12 "Продукты готовые и консервированные из мяса и мяса птицы, мясных субпродуктов или крови животных прочие; экстракты и соки из мяса, рыбы и водных беспозвоночных", которые в свою очередь относятся к коду 15.13.1 "Продукты консервированные и готовые из мяса, мясных субпродуктов и крови животных".
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к классам продукции "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" (код 92 0000).
Из содержания пункта 4 Национального стандарта Российской Федерации "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (ГОСТ Р 51074-2003), подпункта 4.2.2 Национального стандарта Российской Федерации "Продукция мясной промышленности. Классификация" (ГОСТ Р 52428-2005) также следует, что колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов отнесены к мясным продуктам.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество осуществляет реализацию мясной продукции на территории Великого Новгорода, Новгородского района, а также в других районах Новгородской области.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что колбасные изделия, копчености и другие виды мясных продуктов и полуфабрикатов, относятся к мясным продуктам, вследствие чего подлежат сопровождению ветеринарными сопроводительными документами при их реализации Обществом (как при перевозке грузов за пределы района по территории Российской Федерации, так и при перевозке грузов в пределах района). Реализация мясных продуктов в отсутствие ветеринарных сопроводительных документов является нарушением ветеринарно-санитарных правил реализации продукции животноводства.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что оформление ветеринарных сопроводительных документов не может препятствовать и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией пищевых продуктов промышленного изготовления.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили ссылку Общества на Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, поскольку выдача ветеринарных сопроводительных документов регулируется Правилами N 422.
Суд апелляционной инстанции также правомерно отклонил ссылку Общества на Постановление N 1009, которым распределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Апелляционная инстанция обоснованно отметила, что Постановление N 1009 не изменяет порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, которые в настоящее время оформляются на основании Правил N 422. В связи с принятием Постановления N 1009 какие-либо изменения в Правила N 422 не вносились.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с тем, что в удовлетворении кассационной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы взысканию с Комитета не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.12.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А44-6313/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая Фирма "Ипуть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.