Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июля 2010 г. по делу N А56-84165/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Исаичевой Т.М. (доверенность от 19.07.2010 N 03-40/10), Чуба Ю.А. (доверенность от 19.07.2010 N 03-40/12), Павловского А.Ю. (доверенность от 28.06.2010 N 03-40/8и), Мухина А.А. (доверенность от 19.-7.2010 N 03-40/11), от открытого акционерного общества "Петролеспорт" Ровинского М.А. (доверенность от 06.11.2009 N 168), Новосада А.А. (доверенность от 25.12.2009 N 218),
рассмотрев 27.07.2010 после перерыва, объявленного 20.07.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-84165/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - Общество, ОАО "Петролеспорт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений Инспекции от 11.09.2009 N N 63-66 и 71, а также требований N N 457-461 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.11.2009.
По ходатайству Общества суд первой инстанции определением от 22.12.2009 объединил в одно производство дела N N А56-84165/2009, А56-84169/2009, А56-84172/2009, А56-84173/2009 и А56-84175/2009, принятые к производству по заявлениям ОАО "Петролеспорт" о признании недействительными указанных выше ненормативных актов Инспекции.
Решением суда первой инстанции от 09.02.2010 требования Общества удовлетворены.
С налогового органа в пользу ОАО "Петролеспорт" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 20 000 руб.
Апелляционный суд постановлением от 19.04.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению подателя жалобы, приведенный в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, касается только тех работ (услуг), которые непосредственно связаны с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, облагаемых в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0 процентов.
Согласно сведениям, полученным из Северо-Западного таможенного управления, в регионе деятельности Балтийской таможни в период с 01.01.2005 по 08.09.2009 таможенный режим в виде свободной таможенной зоны не заявлялся.
При принятии обжалуемых судебных актов суды не учли правовую позицию, выраженную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 8133/09.
В отзыве на кассационную жалобу налогового органа заявитель, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Инспекцией заявлено ходатайство о замене ее в порядке правопреемства на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу, которое удовлетворено судом кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных Обществом 07.04.2009 уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за первый-четвертый кварталы 2008 года, а также первичной налоговой декларации по НДС за первый квартал 2009 года.
По результатам этих проверок налоговым органом составлены акты от 07.07.2009 N N 1198-1202 и с учетом поступивших от налогоплательщика возражений приняты решения от 11.09.2009 N N 63-66 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 71 об отказе в привлечении ОАО "Петролеспорт" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия оспариваемых ненормативных актов послужил вывод Инспекции о том, что на работы и услуги по погрузке, перегрузке и сопровождению на территории Российской Федерации товаров, которые при ввозе на таможенную территорию не помещались под таможенный режим свободной таможенной зоны, действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса не распространяется. Поэтому данные работы и услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 процентов.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 17.11.2009 N N 16-13/31832@, 16-13/31833@, 16-13/31834@, 16-13/31835@ и 16-13/31836@ перечисленные решения налогового органа оставлены без изменения.
На основании названных решений Инспекция направила Обществу требования N N 457-461 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.11.2009, согласно которым заявителю предложено в срок до 28.11.2009 уплатить 211 003 225 руб. НДС, 21 989 540 руб. 81 коп. пеней и 36 110 748 руб. 46 коп. штрафа за неуплату названного налога.
ОАО "Петролеспорт" не согласилось с указанными ненормативными актами налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, а суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и оставляя судебный акт без изменения, исходили из того, что при осуществлении Обществом операций по выгрузке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом (перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации при осуществлении морской перевозки грузов), применение налоговой ставки 0 процентов по НДС является правомерным. При этом применение налоговой ставки 0 процентов к данным операциям не зависит от таможенного режима, под который помещаются ввезенные товары в последующем.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, выслушав представителей лиц участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта производится по ставке 0 процентов.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса указанные положения распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество на протяжении длительного периода времени оказывало услуги по выгрузке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом. Названные услуги облагались ОАО "Петролеспорт" по ставке 0 процентов с предоставлением налоговому органу полного пакета документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 Кодекса. При этом споров и разногласий по поводу применяемой заявителем ставки налога либо представленных документов до момента вынесения налоговым органом оспариваемых ненормативных актов между сторонами не возникало.
В обоснование применения к спорным услугам ставки налога 18 процентов Инспекция ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 8133/09 (далее - постановление N 8133/09) и данное в нем толкование налогообложения операций, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Вместе с тем, как усматривается из оспариваемых ненормативных актов налогового органа, Инспекцией при проведении камеральных налоговых проверок не установлено совершение ОАО "Петролеспорт" хозяйственных операций, аналогичных тем, в отношении которых в постановлении N 8133/09 сделан вывод о необходимости применения к ним налоговой ставки 18 процентов.
Судами установлено, что спорные правоотношения не связаны с операциями по хранению ввезенных на территорию Российской Федерации товаров, а также с оказанием услуг по выгрузке и доставке товаров в места хранения по договорам с российскими организациями.
Общество осуществляло операции в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, пункт отправления которых находится за пределами Российской Федерации, а пунктом назначения является морской терминал. В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заявитель как организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, является оператором морского терминала.
Согласно пункту 1 статьи 150 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчик с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.
Таким образом, в силу названной нормы оказываемые Обществом услуги по выгрузке товаров являются завершающим этапом договора морской перевозки грузов и охватываются подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Нормы Кодекса не определяют понятие "ввоз товаров". В силу указаний статьи 11 НК РФ для уяснения данного понятия надлежит руководствоваться пунктом 8 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы Российской Федерации и все последующие предусмотренные таможенным законодательством действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
Судами установлено, что на момент оказания ОАО "Петролеспорт" услуг ввоз товаров не был завершен.
При вынесении обжалуемых решения и постановления суды учли позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 15.07.2009 N 03-07-08/153 в ответ на запрос ОАО "Петролеспорт" от 16.06.2009 N 3709, о правомерности применения заявителем ставки налога 0 процентов к спорным операциям. Аналогичные разъяснения о порядке налогообложения оказываемых Обществом услуг содержатся и в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 07.06.2007 N 03-07-08/147, от 25.07.2008 N 03-07-08/187, от 31.03.2009 N 03-07-08/78, от 05.06.2009 N 03-07-08/121, от 17.06.2009 N 03-07-08/134, от 30.10.2009 N 03-07-08/220, от 03.12.2009 N 03-07-08/246, от 15.12.2009 N 03-07-08/251, от 14.01.2010 N 03-07-08/05, от 05.03.2010 N 03-07-08/60, от 16.03.2010 N 03-07-08/69.
Федеральная налоговая служба России, рассмотрев обращение общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский контейнерный терминал" от 18.05.2010 N Ю-56, письмом от 16.07.2010 N ШС-37-3/6791 сообщила, что операции по реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполненных (оказанных) в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов при условии, что они выполнены (оказаны) до дня выпуска указанных товаров таможенными органами.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а также учитывая правовую неопределенность в вопросе ставок налогообложения операций по реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполненных (оказанных) в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу N А56-84165/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.