Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2010 г. N Ф07-6862/2010 по делу N А56-28473/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сигматранс" конкурсного управляющего Зимина П.И. (на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2010 по делу N А56-6302/2008), Гордей В.В. (доверенность от 15.01.2010 N 10/1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Бутаковой С.В. (доверенность от 27.08.2009 N 07-14/50),
рассмотрев 03.08.2010 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу и конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Сигматранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2009 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-28473/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сигматранс" (далее - Общество, ООО "Сигматранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в невозмещении 4 870 445 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2005 - 2007 годы, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о начислении процентов на сумму НДС 1 266 084 руб., фактически перечисленную Инспекцией 07.08.2009, 68 299 руб. процентов на сумму НДС, перечисленную 07.08.2009, 179 939 руб. процентов на сумму НДС, перечисленную 19.10.2009 и 441 678 руб. процентов на сумму НДС в размере 4 870 445 руб., находящуюся в споре, а также об обязании налогового органа возместить НДС за 2005 - 2007 годы в сумме 4 870 445 руб.
Решением суда от 11.12.2009 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 решение суда от 11.12.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований Общества о возмещении 3 399 696 руб. НДС по счетам-фактурам за 2003-2004 годы. В обоснование податель жалобы ссылается на то, что совершенные Обществом хозяйственные операции не относятся к экспортным, поскольку услуги оказывались по аренде и диагностике автотранспортных средств. Поскольку оплата произведена после 01.01.2006, то к возмещению НДС мог быть заявлен до 30.06.2006 в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Кроме того, податель жалобы считает, что расчет сумм процентов, представленный Обществом, составлен с нарушением пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Общества с доводами жалобы Инспекции не согласились, просили судебные акты в оспариваемой Инспекцией части оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Конкурсный управляющий ООО "Сигматранс" до рассмотрения кассационной жалобы представил ходатайство об отказе от своей кассационной жалобы.
Инспекция возражений по отказу от жалобы не представила.
В силу части 1 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия кассационной жалобы к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Поэтому отказ принят судом и производство по кассационной жалобе конкурсного управляющего ООО "Сигматранс" прекращено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе Инспекции.
Как следует из материалов дела, ООО "Сигматранс" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за третий квартал 2008 года, согласно которой к уменьшению была исчислена сумма НДС в размере 67 873 996 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации по НДС за третий квартал 2008 года, по результатам которой было принято решение от 23.04.2009 N 8 о возмещении Обществу НДС в сумме 67 640 289 руб.
С 13.05.2009 по 17.06.2009, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления заявителем НДС за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт проверки от 30.06.2009 N 21-08 и принято решение от 04.08.2009 N 21-49/33517.
Согласно названному решению налоговым органом не принят к возмещению из бюджета НДС, заявленный к вычету в третьем квартале 2008 года в сумме 44 233 686 руб., при этом подтверждено право налогоплательщика на вычеты в сумме 23 406 603 руб. (22 289 717 руб. перечислены заявителю 07.08.2009, 1 116 886 руб. перечислены 20.08.2009).
Общество не согласилось с принятым решением и направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением от 28.09.2009 N 16-13/26816 Управление частично отменило решение Инспекции, подтвердив право налогоплательщика на вычеты в сумме 2 290 843 руб. (сумма перечислена налогоплательщику 19.10.2009).
Не согласившись с эпизодами по отказу в возмещении НДС в сумме 1 470 749 руб., и в сумме 3 399 696 руб., начисления процентов на указанные суммы, а также начисления процентов на суммы НДС, подтвержденные решениями налогового органа, но перечисленные с нарушением срока возврата (22 289 717 руб., 1 116 886 руб., 2 290 843 руб.), Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
В части суммы НДС 1 470 749 руб. Инспекция требования Общества признала.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования полностью.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, налоговым органом не приняты налоговые вычеты по счетам-фактурам за 2003-2004 годы по оказанию услуг по аренде и диагностике автотранспортных средств, оплаченным в 2005 - 2006 годах.
Судами установлено, что услуги оказаны в 2003-2004 годах. В спорный период Общество занималось коммерческими международными перевозками.
Данные услуги связаны с осуществлением международных перевозок. Право на применение налоговой ставки процентов оно не использовало. 20.10.2008 была сдана корректирующая налоговая декларация по НДС и заявлены налоговые вычеты по налоговой ставке 0 процентов по подпункту 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ (по дате сбора пакета документов по статье 165 НК РФ).
Суды, удовлетворяя требования Общества, обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с Письмом ФНС России от 27.01.2006 N ММ-6-03/85@ при проведении инвентаризации дебиторской задолженности не учитывается дебиторская задолженность по операциям по реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, перечисленным в пунктах 2 и 5 статьи 170 Кодекса, и дебиторская задолженность по операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 164 Кодекса.
При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 4 - 7 пункта 1 статьи 164 Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса.
При исчислении НДС по операциям при реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщики вправе производить налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса.
В силу положений пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации и при условии представления в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, то есть на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, момент определения налоговой базы, а также порядок принятия к вычету сумм налога, установленный статьей 2 Федерального закона N 119-ФЗ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, не распространяется.
Налоговые вычеты по приобретенным до 01.01.2006 товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, производятся в порядке, действующем до 01.01.2006. При этом, налогоплательщик мог применить налоговые вычеты только по мере их оплаты.
Пунктом 10 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, а в силу абзаца второго пункта 3 статьи 172 НК РФ указанные вычеты производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 данного Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, налоговые вычеты должны быть применены в том налоговом периоде, когда был собран полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
По настоящему делу установлено, что в подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик представил в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ, что подтверждается материалами дела (контракты, выписки банка, грузовые транспортные декларации) и налоговым органом не оспаривается.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрены переходные положения по использованию данного права налогоплательщиками, определявшими налоговую базу на момент оплаты товаров, и налогоплательщиками, определявшими налоговую базу на момент отгрузки товаров.
Указанная статья не содержит специальных переходных положений в отношении операций по реализации товаров на экспорт, для которых статьей 167 Кодекса сохранен особый порядок момента определения всеми налогоплательщиками налоговой базы.
В связи с этим начиная с 01.01.2006 по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, на основании статьи 172 Кодекса налогоплательщики вправе поставить к вычету налог по предъявленным им и не оплаченным до указанной даты счетам-фактурам поставщиков по товарам, работам, услугам, относящимся к данным операциям.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали основания для отказа в возмещении НДС за третий квартал 2008 года по счетам-фактурам за 2003-2004 годы.
По мнению Инспекции, период просрочки подлежит исчислению по истечении пятидневного срока, установленного пунктом 8 статьи 176 НК РФ на осуществление органом Федерального казначейства возврата налога, с учетом положений статьи 6.1 НК РФ, поскольку заявление Обществом подано по истечении трехмесячного срока, предоставленного на проведение камеральной проверки. Началом срока исчисления процентов считает 27.04.2009.
Как следует из пункта 1 статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 7 статьи 176 НК РФ, если при проведении камеральной проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании проверки, срок проведения которой согласно статье 88 НК РФ составляет три месяца, налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении НДС и одновременно решение о возврате суммы налога (при наличии заявления налогоплательщика).
В силу пункта 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом по смыслу пункта 10 статьи 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у налогового органа отсутствует обязанность возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
Статья 176 НК РФ не содержит запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога за пределами трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление и в случае, когда к моменту его подачи налоговым органом принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
У Общества возникло право требовать взыскания с налогового органа процентов в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 176 НК РФ, по день, предшествующий фактическому перечислению суммы налога, поскольку со стороны Инспекции имело место нарушение срока возврата НДС.
При определении момента, с которого подлежат начислению проценты за несвоевременный возврат НДС, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что период просрочки возврата налога начинает течь по окончании 5-дневного срока, установленного пунктом 8 статьи 176 НК РФ для возврата органом Федерального казначейства налогоплательщику суммы налога.
Между тем из системного анализа пунктов 2, 6, 7, 8 и 10 статьи 176 НК РФ следует, что в случае, если заявление о возврате налога подано по истечении трехмесячного срока на проведение камеральной проверки, при исчислении процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику НДС необходимо учитывать как 7-дневный период рассмотрения заявления и принятия решения налоговым органом, так и 5-дневный период, установленный для непосредственного осуществления Федеральным казначейством возврата налога заявителю.
Таким образом, проценты за несвоевременный возврат НДС подлежат начислению по истечении 12 - дневного срока после получения Инспекцией заявления налогоплательщика.
Как установлено судом первой инстанции, камеральная налоговая проверка деклараций и документов на основании статьи 88 НК РФ была начата 28.10.2008 и должна быть завершена не позднее 28.01.2009.
Поэтому суд обоснованно указал, что с учетом положений статьи 176 НК РФ, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков, установленных данной статьей - семь дней для принятия налоговым органом решения о возмещении налога, 5 дней - для возврата органом Федерального казначейства суммы налога налогоплательщику и установил, что период просрочки следует исчислять с 16.02.2009 по день, предшествующий дню фактического возврата суммы налога.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет заявителя по сумме процентов, подлежащих начислению и уплате и обоснованно признал его правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов нет. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Принять отказ конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Сигматранс" от кассационной жалобы. Производство по кассационной жалобе конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Сигматранс" - прекратить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу N А56-28473/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.