Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2010 г. N Ф07-7715/2010 по делу N А21-7038/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Бычковой Е.Н. и Кирилловой И.И.,
рассмотрев 18.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет технологий и управления" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2009 (судья Конева В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А21-7038/2009,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "ВОДОКАНАЛ" г. Калининграда (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский государственный университет технологий и управления" (далее - Учреждение) о взыскании на основании договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 19.12.2005 N 22486 (с учетом дополнения от 20.03.2007, дополнительного соглашения от 27.02.2009 к нему; далее - Договор водоснабжения) 188 555 руб. 21 коп задолженности по оплате сброса сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с ноября 2008 года по август 2009 года (с учетом неоднократного уточнения заявленного требования).
Решением от 05.11.2009 иск полностью удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и отказать Предприятию в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что истцом не доказано наличие фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сброшенных ответчиком в течение взыскиваемого периода. По мнению Учреждения, доказательством указанных обстоятельств могут являться только результаты лабораторного анализа проб сточных вод ответчика, однако Предприятие отбор этих проб в установленном законом порядке не производило, должностные лица Учреждения о таком отборе не уведомлялись.
Учреждение указывает также на неисполнение Предприятием обязанности по систематическому контролю качества отводимых ответчиком сточных вод, возложенной на истца пунктом 3.1.3 Договора водоснабжения, пунктом 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пунктами 9, 10 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области, утвержденного постановление правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 (далее - Порядок N 563).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В письменных пояснениях Учреждение выражает несогласие с доводами истца, приведенными в отзыве на кассационную жалобу.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Договора водоснабжения Предприятие (организация ВКХ) обязуется обеспечивать питьевой водой Учреждение (абонент) и принимать от него сточные воды в свою систему канализации в количествах, утвержденных настоящим договором, в отношении объекта по адресу: ул. Литовский вал, 38; систематически, не реже 1 раза в 6 месяцев, контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом в канализацию организации ВКХ, путем отбора проб (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, приложение N 1).
Отпуск питьевой воды и прием сточных вод производится соответственно по одному вводу из водопровода организации ВКХ и одному выпуску в канализацию организации ВКХ согласно выданным условиям (пункты 2.1, 2.2. Договора водоснабжения).
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4, 3.210 Договора водоснабжения абонент обязуется не превышать концентрации загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления; иметь следующую документацию: технические условия на подключение к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ, разрешение на водопотребление из водопровода организации ВКХ и сброс сточных вод в канализацию организации ВКХ, паспорт водного хозяйства, схему подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указание границ обслуживания сетей, план мероприятий по экономическому использованию питьевой воды и снижения концентрации загрязняющих веществ до нормативных; устанавливать прибор на своем вводе в месячный срок с момента подписания настоящего договора и обеспечивать его сохранность и исправность; соблюдать лимиты и режим отпуска питьевой воды и приема сточных вод.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора водоснабжения учет количества израсходованной питьевой воды производится по показаниям приборов учета, установленным на обслуживаемом объекте.
Количество сточных вод, отводимых от абонента, принимается равным количеству израсходованной питьевой воды; в противном случае абонент ежемесячно в срок до 20-го числа представляет организации ВКХ данные с расчетом фактического объема водоотведения в порядке, предусмотренном Правилами N 167. При отсутствии приборов учета количество израсходованной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод определяется по пропускной способности водопроводного ввода или присоединения к канализационной сети при скорости движения воды в нем 1,2 м/с и действии его с полным сечением круглосуточно (пункты 4.3, 4.4 Договора водоснабжения).
Согласно пункту 5.1 Договора водоснабжения расчеты с абонентом за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды производятся по ценам и тарифам, утвержденным мэрией г. Калининграда или действующим законодательством Российской Федерации и предусмотренным для 2-й группы водопотребителей.
В соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах; оплата производится путем выставления платежного документа для снятия с расчетного счета абонента и перечисления на расчетный счет организации ВКХ в десятидневный срок (пункты 5.4, 5.7 Договора водоснабжения).
Договор водоснабжения действует с 30.06.2005 по 31.12.2005, вступает в силу со дня подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемый период Предприятие выставляло Учреждению платежные требования на оплату сброса сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Неотъемлемой частью платежных требований являются извещения о взимании указанной платы, в которых указано, что расчет величины рассматриваемой платы произведен по усредненным результатам химического анализа сточных вод абонента.
Поскольку ответчик не оплатил указанные платежные требования, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения заявленного требования), мотивированным ссылками на условия Договора водоснабжения, статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Расчет исковых требований произведен Предприятием по усредненным фактическим концентрациям загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации г. Калининграда от абонентов непромышленной сферы, утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 17.03.2008 N 416 "Об утверждении усредненных фактических концентраций загрязняющих веществ сточных вод, сбрасываемых в систему канализации МУП КХ "Водоканал" (далее - Постановление N 416), на том основании, что у Учреждения отсутствуют паспорт водного хозяйства, схема подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указанием границ обслуживания сетей.
Возражая против удовлетворения иска, Учреждение считает недоказанным наличие фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сброшенных ответчиком в течение взыскиваемого периода, поскольку Предприятие в порядке, установленном Правилами N 167 и пунктом 10 Порядка N 563, не производило отбор проб стоков абонента, должностные лица Учреждения о таком отборе не уведомлялись и в нем не участвовали. Ответчик ссылается также на неисполнение истцом предусмотренной Договором водоснабжения обязанности организации ВКХ по контролю за качеством сточных вод абонента.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции признал его обоснованным по праву и размеру.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 Договора водоснабжения стороны обязались руководствоваться Правилами N 167 и действующим законодательством.
Правилами N 167 регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В силу пункта 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Абонент обязан обеспечивать выполнение условий договора энергоснабжения и требований настоящих Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации ВКХ сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ; своевременно производить оплату организации ВКХ за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества (пункт 88 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение вышеназванного Постановления N 1310 Правительством Калининградской области утвержден Порядок N 563, действие которого распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3, 5 Порядка N 563).
Пунктами 6, 7, 8 Порядка N 563 установлено, что объем фактически сброшенных абонентами сточных вод определяется принимающей организацией по данным приборов учета сточных вод согласно Правилам N 167.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод объем фактически сброшенных сточных вод с разбивкой по отдельным выпускам определяется на основании согласованных принимающей организацией паспортов водного хозяйства абонентов по доле фактически учтенных (в установленном порядке) объемов воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). Фактические объемы сбрасываемых абонентом поверхностных и дренажных вод учитываются также на основании паспортов водного хозяйства абонентов.
При отсутствии у абонентов приборов учета сточных вод, паспортов водного хозяйства, водохозяйственного балансового расчета объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации, равным фактически учтенному объему воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара от теплоснабжающих организаций и др.). При этом учет объемов использованной воды из других источников водоснабжения (помимо питьевого), а также поверхностных и дренажных вод производится в порядке, определенном соглашением сторон.
В рамках настоящего дела ответчик не доказал наличия у него документов, в том числе паспорта водного хозяйства, обязанность иметь которые возложена на абонента пунктом 3.2.3 Договора водоснабжения. Спор относительно количества сточных вод, сброшенных абонентом в течение рассматриваемого периода, между сторонами отсутствует.
Во исполнение Порядка N 563 администрацией городского округа "Город Калининград" принято Постановление N 416, которым утверждены усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Калининграда от абонентов непромышленной сферы, подлежащие применению для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для указанных абонентов, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам.
Согласно части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части второй статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учреждением не представлены доказательства выполнения им обязанности осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации ВКХ сведения о результатах такого контроля, возложенной на абонента пунктом 88 Правил N 167.
Вместе с тем представленный истцом расчет иска подтвержден материалами дела и не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности в данном случае применения Предприятием при расчетах с Учреждением за сброс сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ их усредненных фактических концентраций, утвержденных Постановлением N 416, и правомерно удовлетворили настоящий иск.
Доказательства, которым дана оценка судами предшествующих инстанций, и установленные ими обстоятельства не подлежат переоценке судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Возражениям ответчика дана надлежащая правовая оценка судами предшествующих инстанций.
Доводы кассационной жалобы, направленные по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, не могут быть приняты кассационной инстанцией.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу N А21-7038/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет технологий и управления" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.