Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 августа 2010 г. N Ф07-7870/2010 по делу N А05-1787/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кирейковой Г.Г., Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2010 по делу N А05-1787/2010 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 10 544 кв.м с кадастровым номером 29:22:040203:0050, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: город Архангельск, Талажское шоссе, дом 12;
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи названного участка.
Решением от 14.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 14.04.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает на следующее: вывод суда о том, что отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на продажу федерального имущества не является препятствием для реализации Обществом права на выкуп спорного земельного участка, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов: здание проходного пункта общей площадью 21,7 кв.м с кадастровым номером 29:22:040203:0021:022253/00; здание ангара общей площадью 922,1 кв.м с кадастровым номером 29:22:040203:0021:022252/00; здание станции технического обслуживания, общей площадью 1066,2 кв.м с кадастровым номером 29:22:000000:0000:075016/97; объект незавершенного строительства (столярный цех, степень готовности 91 %) общей площадью 284 кв.м с кадастровым номером 29:22:040203:0021:11:401:001:006908580, расположенные по адресу: город Архангельск, Октябрьский округ, Талажское шоссе, дом 12, (свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2007 серии 29 АК N 170053, 170054, 177662, 177534).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 10 544 кв.м с кадастровым номером 29:22:040203:0050, относящемся к землям населенных пунктов и находящемся в собственности Российской Федерации. Местоположение названного земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего следующий почтовый адрес: город Архангельск, Талажское шоссе, дом 12.
Спорный земельный участок сформирован для эксплуатации названных объектов, представляющих собой производственную базу, построенную в период с 1994 по 1999 годы (технический паспорт на л.д. 39-50), и предоставлен Управлением Росимущества Обществу в аренду до 01.10.2032 по договору от 13.11.2007 N 301/1. В кадастровой выписке земельного участка указано, что вид разрешенного использования определен как эксплуатация производственной базы.
Общество 19.05.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив необходимые документы согласно описи (л.д. 34). Письмом от 21.08.2009 N 2000-05-19/6879 Общество направило Управлению Росимущества дополнительный пакет документов, а в письме от 27.10.2009 N 2000-05-21/8928 попросило ускорить принятие решения по его заявлению.
Росимущество возвратило заявку Общества, указав в письме от 02.12.2009 N 10/1491 (л.д. 55 - 57) на необходимость дополнительно представить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на объекты недвижимости; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, содержащий сведения о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, или иной документ, подтверждающий отсутствие на данном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам; документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости, принадлежащие Обществу и расположенные на спорном участке; а также обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования указанных объектов недвижимости.
Управление Росимущества в письме от 18.01.2010 N 331 сообщило Обществу о необходимости устранить недостатки, имеющиеся в представленных материалах по приватизации, указанные в письме Росимущества от 02.12.2009 N 10/1491.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества, не принимая решения в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении ему земельного участка в собственность, незаконно бездействует, чем нарушает его права и законные интересы.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества, признал оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и обязал его направить Обществу проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что выводы суда соответствуют позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 09.02.2010 N 13258/09.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу, что Общество, как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названными объектами с целью использования производственной базы, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Управление Росимущества в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов Общества, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельного участка, занятого объектами недвижимости.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суд обоснованно признал несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе) Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, Управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации Обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка.
Поскольку суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2010 по делу N А05-1787/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.