Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2010 г. N Ф07-8408/2010 по делу N А26-11111/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
рассмотрев 30.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Прионежскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А26-11111/2009,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Прионежскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - казначейство) по возврату без исполнения исполнительного документа - постановления фонда от 13.05.2009 N 761 о взыскании с муниципального учреждения "Пайский дом культуры" (далее - учреждение) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, а также об обязании казначейства принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2010 заявление фонда удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 29.01.2010 и постановление от 29.04.2010, в удовлетворении заявленных фондом требований отказать. По мнению подателя жалобы, действия казначейства по возврату фонду постановления фонда от 13.05.2009 N 761 являются законными и обоснованными, поскольку в соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обращение взыскания на средства соответствующих бюджетов осуществляется только на основании судебного акта. Кроме того, по мнению подателя жалобы, фонд при предъявлении к исполнению своего постановления не выполнил требования пункта 2 статьи 242.1 БК РФ. Податель жалобы также указывает, что органы Федерального казначейства Российской Федерации не являются органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, фонд направил учреждению требование от 12.03.2009 N 1169 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней, начисленных за нарушение срока уплаты взносов. В связи с неисполнением требования в установленный срок фонд на основании статей 13, 25 и пункта 6 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) принял решение от 12.05.2009 N 761 о взыскании с учреждения задолженности по страховым взносам и пеней.
Пунктом 14 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ установлен порядок обращения решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней к исполнению: в течение пяти дней со дня вынесения решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление.
Руководствуясь установленным порядком, фонд вынес решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя от 13.05.2009 N 761, которое направил для исполнения судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия. Указанным решением с учреждения взыскано 254 руб. задолженности по страховой части пенсии и 1778 руб. 33 коп. начисленных на нее пеней, а также 64 руб. 37 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховой части пенсии.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.09.2009 возбужденное исполнительное производство окончено, и постановление от 13.05.2009 N 761 возвращено взыскателю неисполненным. При этом судебный пристав-исполнитель сослался на невозможность произвести взыскание в связи с отсутствием у должника счетов, открытых в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, на средства которых возможно обращение взыскания.
Фонд 03.11.2009 N 9598 направил свое решение от 13.05.2009 N 761 (с постановлением судебного пристава-исполнителя) в казначейство для осуществления действий по взысканию с учреждения задолженности по страховым взносам и пеней.
Казначейство с письмом от 06.11.2009 N 10-02-64/437 возвратило без исполнения постановление фонда, сославшись на нормы статьи 242.1 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов. Казначейство указало, что фонд не приложил к представленным исполнительным документам заверенные копии судебных актов.
Фонд, считая незаконным отказ казначейства исполнить постановление от 13.05.2009 N 761, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя. Суды установили, что размер задолженности страхователя, взыскиваемой фондом во внесудебном порядке, не превышает 50 000 руб.; у него нет расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организациях; лицевой счет открыт в органе Федерального казначейства. С учетом изложенного суды признали требования заявителя основанными на нормах статьи 25 Закона N 167-ФЗ, статьи 239 БК РФ, а также соответствующими разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы казначейства.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного Законом N 167-ФЗ предела, применяется внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Причем установленный названным законом внесудебный порядок взыскания подлежит применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы. Исключений для бюджетных учреждений Закон N 167-ФЗ не предусматривает, правила о судебном порядке взыскания с них задолженности по страховым взносам и пеням не содержит.
В статье 239 БК РФ указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 названного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Материалами дела подтверждается, что размер задолженности учреждения, взыскиваемой фондом во внесудебном порядке, не превышает 50 000 руб., у учреждения отсутствуют счета, открытые в учреждениях Банка России или в кредитной организации, а открыт только счет в органе Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконном возврате казначейством без исполнения направленного фондом постановления о взыскании с учреждения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней.
Обжалуемые судебные акты являются законными и не подлежат отмене или изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А26-11111/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Прионежскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.