Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф07-8102/2010 по делу N А56-82420/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волховском районе Ленинградской области Храменковой Н.В. (доверенность от 25.02.2009 по делу N 01-05-06/1649-1), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области Михеевой Т.В. (доверенность от 13.05.2010 N ор-105/05-10),
рассмотрев 08.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волховском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2010 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-82420/2009,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волховском районе Ленинградской области (далее - Управление Фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (далее - Агентство ФАУГИ), выразившихся в возврате без рассмотрения документов на реализацию путем списания автомобиля марки ГАЗ-3110 "Волга", а также об обязании Агентства ФАУГИ принять распоряжение на реализацию путем списания автомобиля.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2010, Управлению Фонда отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Управление Фонда, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а именно положения статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), просит отменить решение и постановление судов и принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что поскольку учреждения в силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ обладают правом на распоряжение имуществом, находящимся в их оперативном управлении, то Управление Фонда вправе заключить сделку купли-продажи по реализации списанного им автомобиля марки ГАЗ-3110 "Волга" после получения согласия собственника.
По мнению Управления Фонда, действия Агентства ФАУГИ по возврату без рассмотрения его заявления о разрешении реализации указанного транспортного средства, незаконно препятствуют возможности этого учреждения распорядиться имуществом, находящимся в оперативном управлении, и влекут за собой возложение на него расходов по содержанию имущества, не подлежащего использованию.
В судебном заседании представитель Управления Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Агентства ФАУГИ указал на необоснованность этих доводов, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление Фонда приняло решение о списании и дальнейшей реализации принадлежащего ему на праве оперативного управления автомобиля ГАЗ-3110 (государственный регистрационный номер В150ММ 47), в связи с его стопроцентным износом и нецелесообразностью дальнейшего использования.
Письмом от 10.04.2009 N БЭ-04-26/3276 исполнительная дирекция Пенсионного фонда Российской Федерации согласовала реализацию указанного транспортного средства.
Управление Фонда 05.05.2009 обратилось в Агентство ФАУГИ с заявлением о получении разрешения на реализацию автомобиля.
Письмом от 11.08.2009 N 26-6160/090-2 это заявление возвращено Агентством ФАУГИ без рассмотрения со ссылкой на то, что федеральные учреждения не вправе отчуждать закрепленное за ними имущество, в том числе по договорам купли-продажи и мены.
При этом Агентство ФАУГИ уведомило заявителя о том, что в связи с неопределенностью в законодательстве вопроса о перечислении денежных средств от продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации, оно обратилось за соответствующими разъяснениями в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Письмом от 30.07.2009 N 03-5299 Росимущество пояснило, что неиспользуемое движимое имущество, закрепленное за учреждениями, может быть изъято в казну Российской Федерации и впоследствии приватизировано либо закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за другими правообладателями.
Управление Фонда, считая действия Агентства ФАУГИ, выразившиеся в возврате без рассмотрения его заявления о получении разрешения на реализацию автомобиля ГАЗ-3110 (государственный регистрационный номер В150ММ 47), незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Управлению Фонда в удовлетворении заявленных требований, указали на то, что оспариваемые действия Агентства ФАУГИ не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления Фонда с учетом следующего.
В соответствии с Положением "О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
Согласно Положению "Об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волховском районе Ленинградской области", утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.06.2005 N 106п, заявитель является государственным учреждением, за которым на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество (листы дела 12-16).
В соответствии с действующим гражданским законодательством государственное (муниципальное) учреждение обладает специальной правоспособностью (статьи 49, 50, 120, 296, 298 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 120 ГК РФ установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
В силу пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей особенности правового положения бюджетных учреждений, положения, установленные данным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются, в том числе и на органы управления государственными внебюджетными фондами.
Следовательно, заявитель по своему правовому положению относится к бюджетным учреждениям.
Пунктом 1 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Из положений статьи 296 ГК РФ следует, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
При этом пунктом 1 статьи 298 ГК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Из системного толкования статей 296 и 298 ГК РФ следует, что бюджетное учреждение, каковым и является Управление Фонда, ни при каких условиях не вправе отчуждать закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество. Если бюджетное учреждение не использует по каким-либо причинам закрепленное за ним имущество, оно может быть изъято собственником этого имущества с последующим распоряжением по усмотрению последнего.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергается то обстоятельство, что с заявлением об изъятии спорного автомобиля, целесообразность использования которого по назначению утрачена, Управление Фонда в Агентство ФАУГИ не обращалось.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций не было правовых оснований для признания незаконными действий Агентства ФАУГИ по возврату без рассмотрения заявления Управления Фонда о выдаче разрешения на реализацию (списание) закрепленного за ним на праве оперативного управления транспортного средства.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А56-82420/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волховском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.