Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2010 г. N Ф07-9967/2010 по делу N А56-41805/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга Пащенко К.А. (доверенность от 11.01.2010 N 01-10-7/10-0-0), от Санкт-Петербургского государственного учреждения "Дирекция транспортного строительства" Гулиной Т.Н. (доверенность от 04.12.2009 N 107), от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" Баева А.С. (доверенность от 21.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А56-41805/2009 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Есипова О.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет), связанных со снятием плодородного слоя почвы, строительством трансформаторной подстанции, установкой столбов ЛЭП, прокладкой под поверхностью земельного участка водоотводной железобетонной трубы диаметром 1200 мм на участке, принадлежащем Обществу.
К участию в деле привлечены закрытое акционерное общество "Лендорстрой-2" (далее - ЗАО "Лендорстрой-2") и Санкт-Петербургское государственное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Дирекция).
Решением суда от 14.01.2010 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 решение суда отменено. Суд признал незаконными действия Комитета, связанные со снятием на участке площадью 5371,0 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", участок 86, кадастровый номер 78:17819Д:9, принадлежащем Обществу, плодородного слоя почвы, строительством трансформаторной подстанции, установкой столбов ЛЭП, прокладкой под поверхностью земельного участка водоотводной железобетонной трубы диаметром 1200 мм без согласия собственника.
В кассационной жалобе Комитет, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители Комитета и Дирекции поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Общества просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
ЗАО "Лендорстрой-2" о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 5371,0 кв. м, кадастровый номер 78:17819Д:9, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", участок 86. Участок приобретен Обществом у общества с ограниченной ответственностью "Холт Трейдинг Лимитед" на основании договора купли-продажи от 06.04.2009
В акте приема-передачи от 13.04.2009 земельного участка указано "В настоящее время на участке без согласия продавца снят плодородный слой почвы, построена трансформаторная подстанция, установлены столбы ЛЭП, под поверхностью земельного участка проложена водоотводная железобетонная труба диаметром 1200 мм".
Актами от 20.04.2009 зафиксирован факт производства работ на участке N 86.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконными действий Комитета по производству работ на участке, принадлежащем Обществу, суд апелляционной инстанции указал на то, что Комитетом не соблюден порядок изъятия земельного участка для проведения строительных работ, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением, в частности, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Пунктами 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2007 N 378 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга, предусматривающем процедуру изъятия земельного участка в собственность города.
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что при изъятии земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга правообладатели земельных участков не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельных участков должны быть письменно уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, для реализации полномочий которого в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется изъятие земельных участков (далее - исполнительный орган). Изъятие земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга до истечения года со дня получения уведомления допускается с согласия правообладателей земельных участков.
Согласно пунктам 3.4.1, 3.4.2 и 3.4.3 этого Положения после вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга исполнительный орган: в двухдневный срок письменно уведомляет правообладателя земельного участка об изъятии земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга; в пятидневный срок направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, необходимые для государственной регистрации постановления; в двухдневный срок со дня получения сведений о государственной регистрации постановления в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, письменно уведомляет правообладателя земельного участка о государственной регистрации постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что данный порядок не был соблюден Комитетом.
Неправомерными являются доводы кассационной жалобы о том, что Общество принимало участие в обсуждении с Комитетом имущественно-правовых вопросов, предыдущим собственником земельного участка было дано согласие на обмен спорного земельного участка, Общество не произвело раздел земельного участка, отсутствуют доказательства ведения Обществом на спорном земельном участке предпринимательской деятельности. Приведенные доводы не имеют правового значения при установлении факта нарушения Комитетом порядка изъятия земельного участка.
Поскольку в данном случае оспариваемые действия Комитета не соответствуют требованиям земельного законодательства и нарушают право собственности заявителя на спорный земельный участок, судом апелляционной инстанции принято правильное решение о признании этих действий незаконными.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А56-41805/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.