Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2010 г. N Ф07-9547/2010 по делу N А42-4038/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А.,
рассмотрев 15.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2010 (судья Галко Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-4038/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рейнертсен НВР" (далее - ООО "Рейнертсен НВР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 13.03.2009 N 377 и требования об уплате налога от 21.05.2009 N 4448 в части доначисления и уплаты 7 120 502 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 24.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное толкование судами положений пунктов 1, 9, 10 статьи 165, пункта 9 статьи 167, статей 171 и 172 НК РФ, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, вынесенные налоговым органом по результатам проведения проверки декларации по НДС за III квартал 2008 года ненормативные правовые акты в части доначисления и предложения уплатить 7 120 502 руб. НДС, соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ являются законными и обоснованными. Инспекция полагает, что она правомерно признала неподтвержденной налоговую ставку 0 процентов в отношении экспортной выручки, заявленной ООО "Рейнертсен НВР" в декларации по НДС за III квартал 2008 года, в связи с тем, что полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Обществом в течение 180 дней со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта собран не был. Налоговый орган считает, что право на применение налоговой ставки 0 процентов ООО "Рейнертсен НВР" могло заявить только в декларации за I квартал 2009 года, так как документы, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой ставки в отношении экспортной реализации были представлены им в Инспекцию в полном объеме в феврале 2009 года. Поэтому Инспекция указывает, что она обоснованно, руководствуясь пунктом 9 статьи 167 НК РФ, начислила оспариваемым решением НДС на день отгрузки.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Рейнертсен НВР" 20.10.2008 представило в Инспекцию декларацию по НДС за III квартал 2008 года, в разделе 5 которой заявило операции по реализации товаров на экспорт, а также комплект документов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по указанным операциям.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом декларации и документов, в ходе которой установила, что комплект представленных налогоплательщиком документов не соответствует требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ: на копиях грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) и ряде копий международных товарно-транспортных накладных (далее - CMR) отсутствуют отметки пограничных таможенных органов о фактическом вывозе товара в режиме экспорта, а также не представлены копии поручений на отгрузку экспортируемых грузов к двум ГТД с указанием порта разгрузки с отметкой пограничной таможни.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 03.02.2009 N 614/26.3, в котором сделал вывод о том, что представленные налогоплательщиком документы не подтверждают правомерность применения им налоговой ставки 0 процентов в отношении заявленных в декларации за III квартал 2008 года экспортных операций.
ООО "Рейнертсен НВР" на указанный акт проверки представило 26.02.2009 и 27.02.2009 возражения, к которым приложило копии ГТД и CMR содержащие все необходимые отметки.
По итогам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и представленных Обществом возражений и документов Инспекция приняла решение от 13.03.2009 N 377 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Этим же решением налогоплательщику доначислен НДС за III квартал 2008 года и начислены соответствующие пени.
В данном решении Инспекция указала на то, что представленные ООО "Рейнертсен НВР" до завершения камеральной налоговой проверки документы, содержащие отметки таможенных органов, свидетельствуют о том, что полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, в отношении экспортных операций заявленных в декларации за III квартал 2008 года, собран в I квартале 2009 года, в связи с чем обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении этих операций в III квартале 2008 года налогоплательщиком не подтверждена. Это обстоятельство и послужило основанием для доначисления Обществу НДС по ставке 18 процентов в сумме 7 037 258 руб. и непринятия налоговым органом относящихся к экспортным операциям налоговых вычетов.
Заявитель, не согласившись с таким решением Инспекции, обжаловал его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 07.05.2009 N 331 апелляционная жалоба ООО "Рейнертсен НВР" оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции от 13.03.2009 N 377 - утверждено.
На основании названного решения Инспекция направила Обществу требование от 21.05.2009 N 4448, которым предложила до 10.06.2009 уплатить доначисленные этим решением НДС, пени и штраф.
ООО "Рейнертсен НВР", полагая, что указанные решение и требование Инспекции являются необоснованными в части доначисления и уплаты 7 120 502 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафа, оспорило их в этой части в арбитражном суде.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что удовлетворяя заявленные Обществом требования судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 этой статьи Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ документы, указанные в данной статье Кодекса, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Пунктом 6 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 этой статьи Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, то есть на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
Из совокупности приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик, осуществивший реализацию товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, но не собравший полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в течение 180-ти дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, обязан на 181-й день включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму НДС по ставке 10 либо 18 процентов и уплатить его.
Вместе с тем в данном случае суды первой и апелляционной инстанций установили факт представления Обществом в налоговый орган полного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям, и предъявлении налоговых вычетов, связанных с этими операциями, до завершения камеральной проверки и принятия оспариваемого решения.
В пункте 2 Постановления от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе статей 165 и 176 НК РФ, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0 процентов. Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В данном случае налоговым органом не представлено доказательств того, что до составления акта камеральной проверки у налогоплательщика были в порядке статьи 88 НК РФ истребованы документы, подтверждающие правомерность заявленных к возмещению сумм налоговых вычетов по НДС.
Вместе с тем судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что противоречия в представленных совместно с декларацией документах, на которые Инспекция ссылалась в акте проверки, на момент вынесения оспариваемого решения полностью устранены налогоплательщиком в рамках осуществленной камеральной проверки.
Поскольку копии с подлинников спорных ГТД и CMR с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, а также поручений на погрузку с соответствующими отметками представлены ООО "Рейнертсен НВР" в налоговый орган до завершения камеральной проверки и принятия оспариваемого решения, у налогового органа не было достаточных оснований для доначисления Обществу 7 120 502 руб. НДС по декларации за III квартал 2008 года в связи с необоснованностью применения им налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В доводах кассационной жалобы Инспекция ссылается на неправомерность подачи Обществом декларации по спорным экспортным операциям не за тот налоговый период. По мнению налогового органа, в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ в данном случае таким налоговым периодом является первый квартал 2009 года - когда в Инспекцию были представлены ГТД и товарно-сопроводительные документы с отметками таможенного органа.
Между тем, отклоняя этот довод налогового органа, суды правильно указали на то, что подача декларации за более поздний налоговый период, чем предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, и подтверждение экспортных операций по такой декларации фактически привело бы к освобождению налогоплательщика от уплаты пеней и штрафа за нарушение обязанности уплатить налог при пропуске срока в 180 дней, установленного для представления в налоговый орган подтверждающего комплекта документов. Такой вывод судов соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 11.03.2008 N 13920/07.
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспортной операции, а, напротив, в случае, если такие документы будут собраны и представлены в Инспекцию, гарантирует ему возмещение уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 176 Кодекса.
Поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком экспортной операции по истечении 180-ти дней неизбежно влечет за собой право на применение налоговой ставки 0 процентов, прекращают действовать условия, при которых возможно привлечение его к ответственности на основании статьи 122 НК РФ за неуплату налога в связи с невыполнением требований абзаца второго пункта 9 статьи 167 Кодекса. Такой вывод вытекает из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении его Президиума от 11.11.2008 N 6031/08.
В данном случае суды установили, что на основании представленных Обществом в феврале 2009 года документов в рамках камеральной проверки налогоплательщик подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, в силу чего отсутствует состав налогового правонарушения, вмененного ему оспоренным актом налогового органа.
В связи с тем, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют материалам дела, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А42-4038/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.