Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2010 г. N Ф07-9872/2010 по делу N А56-21326/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Подвального И.О., Старченковой В.В.,
при участии от Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В. (доверенность от 28.12.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Управление сетевыми комплексами" Репки Н.Г. (доверенность от 25.05.2010), Шулякова П.С. (доверенность от 14.07.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление сетевыми комплексами" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2010 по делу N А56-21326/2010 (судьи Хохлов Д.В., Александрова Е.Н., Боровлев Д.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление сетевыми комплексами" (далее - ООО "УСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 24.05.2007 N 111/1 (в редакции постановлений Правительства Ленинградской области от 23.06.2008 N 185, от 08.04.2009 N 94) "О плате за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области".
Решением от 15.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "УСК" просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Ленинградской области просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители ООО "УСК" поддержали доводы кассационной жалобы.
От представителя Правительства Ленинградской области 06.10.2010 до начала судебного заседания в кассационную инстанцию поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с нахождением представителя в командировке. К ходатайству не были приложены доверенность представителя и документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылался заявитель.
В судебное заседание явился другой представитель Правительства Ленинградской области, который также ходатайствовал об отложении рассмотрения кассационной жалобы по причине того, что один из представителей Правительства Ленинградской области находится в командировке, а другой болен. Подтверждающие данные обстоятельства документы также не были представлены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом того, что Правительство Ленинградской области заблаговременно было уведомлено о дате судебного заседания (согласно отметке на почтовом уведомлении определение о назначении времени и места рассмотрения кассационной жалобы получено им 26.08.2010) и представило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором изложило свою позицию, а также принимая во внимание непредставление суду документов, подтверждающих указанные в ходатайствах обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения ходатайств об отложении судебного заседания.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительством Ленинградской области принято постановление от 24.05.2007 N 111/1 (в редакции постановлений Правительства Ленинградской области от 23.06.2008 N 185, от 08.04.2009 N 94) "О плате за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 111/1), которым:
- установлена плата за технологическое присоединение на территории Ленинградской области к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (пункт 1);
- утвержден Регламент технологического присоединения к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области (пункт 2);
- утверждена базовая ставка платы за технологическое присоединение к распределительным сетям (пункт 3);
- Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области предписано утвердить границы территориальных зон деятельности уполномоченных электросетевых организаций по применению ставок платы за технологическое присоединение, а также утвердить в установленном порядке плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям (пункт 4).
ООО "УСК" является электросетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства и осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании Постановления N 111/1 недействующим, заявитель указал, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Заявитель также указал, что Постановление N 111/1 нарушает его права и законные интересы, поскольку вследствие применения предусмотренных им положений ООО "УСК" фактически лишено возможности принимать заявки физических и юридических лиц на заключение договоров об осуществлении технологического присоединения к его электрическим сетям. Кроме того, как следствие применения оспариваемого нормативно-правового акта для него как для сетевой организации до настоящего времени не установлен тариф на технологическое присоединение.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о признании Постановления N 111/1 недействующим, поскольку пришел к выводу, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят Правительством Ленинградской области в пределах его компетенции и вызван "сложной топологией" энергосетей Ленинградской области. При этом суд не указал, в чем данная сложность заключается. Обоснование указанного обстоятельства в нарушение части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено и Правительством Российской Федерации.
Суд также пришел к выводу, что пункты 1-3 Постановления N 111/1 не нарушают прав и законных интересов заявителя, а пункт 4 Постановления N 111/1 носит ненормативный характер.
При этом суд первой инстанции не учел следующего.
Как указано выше, пунктом 2 оспариваемого нормативно-правового акта утвержден Регламент технологического присоединения к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области (далее - Регламент).
В пункте 2 Регламента указано, что он определяет процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей различного уровня напряжения и объема присоединяемой мощности к распределительным электрическим сетям на территории Ленинградской области, порядок расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей с подключаемой нагрузкой свыше 15 кВт и до 10 МВА, а также устанавливает требования к выдаче технических условий технологического присоединения к электрическим сетям.
Регламент устанавливает принцип "одного окна", в соответствии с которым "с учетом сложной топологии электрических сетей Ленинградской области, необходимости учета интересов максимально большого количества потребителей и требований по обеспечению надежности, а также разграничения ответственности за выполнение технических условий" подача заявок потребителей на технологическое присоединение происходит исключительно в уполномоченную сетевую организацию в территориальных границах утвержденной зоны деятельности (пункт 3).
При этом Регламент устанавливает (пункт 3), что "уполномоченная сетевая организация, являющаяся получателем платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, несет всю полноту ответственности перед заявителем и является исполнителем всех обязательств перед заявителем при выполнении мероприятий по технологическому присоединению по всей технологической цепочке электрической сети от точки присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) заявителя до границ балансовой принадлежности смежной сетевой организации".
Пункты 6-8 Регламента предусматривают, что в случае присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям любой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается по принципу "одного окна" в уполномоченную сетевую организацию, которая в свою очередь обращается к сетевой организации, к сетям которой фактически осуществляется присоединение, с запросом о подготовке технических условий по поданной заявке. Договор на технологическое присоединение заключается заявителем с уполномоченной организацией. При этом выполнение соответствующих технических условий относится на сетевую организацию, к сетям которой фактически осуществляется технологическое присоединение.
Пункты 10.1-10.12 Регламента устанавливают порядок расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Вместе с тем в соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об электроэнергетике" нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 21 и пункта 2 статьи 23.2 названного Закона установление порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также порядка установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Между тем, как указано выше, утвержденный пунктом 2 Постановления N 111/1 Регламент устанавливает процедуру технологического присоединения и порядок расчета его оплаты, содержит положения об "уполномоченных сетевых организациях", определяя тем самым правила выбора сетевой организации, в которую может быть подана заявка на технологическое присоединение, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения исключительно с "уполномоченными сетевыми организациями". С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что в силу статьи 4, пункта 1 статьи 21, пункта 2 статьи 23.2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Ленинградской области утвердило Регламент (пункт 2 Постановления N 111/1) в отсутствие соответствующих законодательных полномочий.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Данные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 8 названных Правил для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правила исходят из того, что право выбора сетевой организации для осуществления технологического присоединения (в соответствии с критерием, установленным пунктом 8) принадлежит заявителю. Соответственно договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключается с выбранной заявителем сетевой организацией и эта сетевая организация является получателем платы за технологическое присоединение (пункты 15, 16).
С учетом изложенного предусмотренный Правительством Ленинградской области в Постановлении N 111/1 принцип "одного окна", согласно которому заявка на технологическое присоединение подается исключительно в "уполномоченные" сетевые организации, и установленные исходя из этого принципа процедура технологического присоединения и правила заключения и исполнения договора на технологическое присоединение прямо противоречат названным положениям утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правил.
Более того, определение таких "уполномоченных" сетевых организаций противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе принципам свободы экономической деятельности в сфере электроэнергетики, единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, создания рыночных отношений и конкурентной среды (статья 6 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Положения Регламента, ограничивающие права сетевых организаций на заключение и исполнение договоров на технологическое присоединение и устанавливающие структуру договорных связей, также противоречат нормам гражданского законодательства, находящегося в исключительном ведении Российской Федерации (статьи 3, 421, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, пункт 2 Постановления N 111/1, которым утвержден Регламент технологического присоединения к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области, не соответствует вышеуказанным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указано выше, пунктами 1 и 3 Постановления N 111/1 на территории Ленинградской области установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и утверждена ее базовая ставка. Применение данных пунктов возможно только во взаимосвязи с пунктами 10.1-10.12 Регламента, определяющими порядок расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии (то есть в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок; при этом размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения), либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, пункты 1 и 3 Постановления N 111/1, которыми Правительство Ленинградской области в совокупности с пунктами 10.1-10.12 Регламента установило порядок определения платы за технологическое присоединение, также подлежат признанию недействующими как несоответствующие статье 4 и пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Пункт 4 Постановления N 111/1 адресован Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и предписывает ему утвердить границы территориальных зон деятельности уполномоченных электросетевых организаций по применению ставок платы за технологическое присоединение, а также утвердить в установленном порядке плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о его ненормативном характере.
Вместе с тем данный пункт основан на положениях вышеназванного Регламента и применяется в совокупности с приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 17.08.2007 N 69-п и от 16.02.2009 N 18-п, согласно которым на территории Ленинградской области уполномоченными сетевыми организациями являются открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") и открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" (далее - ОАО "ЛОЭСК"). Таким образом, пункт 4 Постановления N 111/1, с учетом его цели и характера применения, является неотъемлемой частью оспариваемого нормативно-правового акта и также подлежит признанию несоответствующим вышеуказанным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В отзыве на заявление и кассационную жалобу Правительство Ленинградской области указывает, что Постановление N 111/1 не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не содержит императивных правовых норм, запрещающих сетевой организации, не являющейся уполномоченной, осуществлять деятельность по технологическому присоединению, в том числе непосредственно взаимодействовать с подателями заявки на технологическое присоединение на стадиях принятия заявки, заключения и исполнения договора на технологическое присоединение. Из обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции согласился с данным доводом.
Между тем утвержденный Постановлением N 111/1 Регламент содержит нормы регулятивного характера, предписывающие участникам соответствующих отношений осуществлять действия по технологическому присоединению к электрическим сетям исключительно исходя из принципа "одного окна". При этом структура договорных отношений по технологическому присоединению, установленная Регламентом, исключает для сетевых организаций, не являющихся "уполномоченными", возможность самостоятельно осуществлять технологическое присоединение к своим электрическим сетям.
Из материалов дела следует, что ООО "УСК" направляло в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области письмо с просьбой разъяснить, как оно должно действовать при обращении физических и юридических лиц с заявками на технологическое присоединение к его электрическим сетям. В ответ Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области письмом от 29.01.2009 со ссылкой на Постановление N 111/1 сообщил, что подача потребителями заявок на технологическое присоединение осуществляется по принципу "одного окна" в уполномоченные сетевые организации - ОАО "Ленэнерго" и ОАО "ЛОЭСК" (т.1, л.д. 117-120).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обоснованными доводы ООО "УСК" о том, что Постановление N 111/1 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для ее осуществления, поскольку заявитель вследствие применения установленного данным нормативно-правовым актом принципа "одного окна" оказался лишен возможности принимать заявки физических и юридических лиц на технологическое присоединение к его электрическим сетям, заключать договоры на технологическое присоединение и получать по ним плату.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, а также положения части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме, Постановление N 111/1 подлежит признанию нарушающим права и законные интересы заявителя и не действующим полностью как несоответствующее нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "УСК", подлежит отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
В связи с отменой решения и удовлетворением заявленных требований с Правительства Ленинградской области в пользу ООО "УСК" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать 3 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины по заявлению и кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2010 по делу N А56-21326/2010 отменить.
Признать постановление Правительства Ленинградской области от 24.05.2007 N 111/1 "О плате за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц на территории Ленинградской области" (в редакции постановлений Правительства Ленинградской области от 23.06.2008 N 185, от 08.04.2009 N 94) не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и не действующим полностью.
Взыскать с Правительства Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управление сетевыми комплексами" 3 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины по заявлению и кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
И.О. Подвальный |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.