Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 октября 2010 г. N Ф07-9189/2010 по делу N А05-21004/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2010 г. N Ф07-9189/2010 по делу N А05-21004/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 19.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2010 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-21004/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным предписания управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Управление) от 29.10.2009 N 2/97.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2010 признаны недействительными пункты 3, 4, 9 предписания, а также пункт 1 в части предложения разработать и утвердить состав и распределение обязанностей между членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; пункт 2 в части предложения разработать и утвердить состав и распределение обязанностей между членами комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; пункт 6 в части предложения создать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в части предложения создать и содержать в целях гражданской обороны запасы медицинских средств индивидуальной защиты; пункт 8 в части предложения разработать план подготовки руководящего состава, формирований гражданской обороны и работников, не входящих в формирования, по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На Управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, которым предписание Управления признать недействительным полностью. По мнению подателя жалобы, судами допущено нарушение норм материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 23.10.2009 N 97 Управлением 29.10.2009 проведена внеплановая документарная проверка Общества по вопросу выполнения им предписания от 27.11.2008 N 5/9 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте от 29.10.2009 N 2/97, что некоторые из ранее выявленных нарушений не устранены. Эти нарушения Обществу вновь предложено устранить предписанием от 29.10.2009 N 2/97 в срок до 30.05.2010.
Указанным предписанием Обществу, в частности, предложено разработать и утвердить положение по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (пункт 1); разработать и утвердить положение по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях (пункт 2); создать нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ). Подготовить и содержать в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласовать состав сил и средств НАСФ с Управлением. Укомплектовать НАСФ личным составом, оснастить специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами по согласованному табелю оснащения (пункт 5); создать и содержать в целях гражданской обороны запасы продовольствия и иных средств (пункт 6); создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях на химически-опасном производственном объекте (пункт 7); организовать обучение руководящего состава и работников по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 8).
Посчитав, что у Управления не имелось оснований для выдачи предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания в указанной части, исходили из правомерности содержащихся в нем требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно статье 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
В силу пункта 6 Положения должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений выдано Управлением в рамках предоставленных ему полномочий, что и установлено судами обеих инстанции.
В соответствии со статьей 4 Закона N 68-ФЗ принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно пунктам 6 - 8 данного Положения на каждом уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координационные органы, таким органом на объектовом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Компетенция комиссии, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны: планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях (пункт "б"); обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт "в"); создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (пункт "г"); создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "ж").
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 9 названного Федерального закона
В силу пунктов 4, 6, 10 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, НАСФ создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
Оснащение НАСФ осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с этим Порядком и с учетом методических рекомендаций, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России.
Организации, создающие НАСФ, разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
В соответствии с пунктом 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов (в том числе - продовольственных средств) исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что эксплуатируемый Обществом производственный объект (действующий поверхностный водозабор Пяргинский в поселке Савинский Плесецкого района Архангельской области) является потенциально опасным, на данном объекте используется и хранится опасное вещество - жидкий хлор.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности части заявленных Обществом требований, установив, что заявителем не разработаны и не утверждены положения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; не создано НАСФ, не подготовлены и не содержатся в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с Управлением не согласован состав сил и средств НАСФ, в целях гражданской обороны не создан запас продовольствия; на производственном объекте не создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях; не организовано обучение руководящего состава и работников по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Пересмотрев дело, суд апелляционной инстанции согласился указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов сделаны с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального и процессуального права. По существу эти доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу N А05-21004/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.