Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 октября 2010 г. N Ф07-4807/2010 по делу N А05-19566/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Дегтева Дмитрия Васильевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.07.2010 по делу N А05-19566/2009 (судья Чурова А.А.),
установил:
Предприниматель Дегтев Дмитрий Васильевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по экологии Архангельской области от 28.10.2009 N 16-18-02/09-179 о привлечении его к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 29.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 02.03.2010 в порядке процессуального правопреемства произведена замена Комитета по экологии Архангельской области на агентство природных ресурсов по экологии Архангельской области (далее - Агентство по экологии).
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2010 решение от 29.12.2009 оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 09.06.2010 решение от 29.12.2009 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2010 отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении решением от 09.07.2010 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Дегтеву Д.В. отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Дегтев Д.В. просит отменить решение от 09.07.2010, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство по экологии просит оставить решение от 09.07.2010 без изменения, полагая его правомерным.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения на основании приказа от 04.09.2009 N 183 плановой проверки соблюдения предпринимателем Дегтевым Д.В. законодательства в области охраны окружающей среды Комитетом по экологии Архангельской области (в настоящее время - Агентство по экологии) установлено, что в арендуемом предпринимателем по адресу: город Онега, улица Ленина, дом 88 А, помещении допускаются нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, образующимися в процессе осуществления розничной торговли, и опасными веществами. В результате деятельности предпринимателя Дегтева Д.В. образуются отходы I класса опасности - отработанные ртутьсодержащие лампы, IV класса опасности - бытовой и производственный мусор, V класса опасности - упаковочный картон и бумага, мусор от уборки территорий помещений. Проверкой установлено, что у предпринимателя отсутствуют разработанные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, не составлены паспорта на образующиеся отходы I-IV классов опасности, не проводится подготовка в области охраны окружающей среды, отсутствует организованный учет всех видов образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов, а также размещенных отходов (нарушены статьи 14, 18, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьи 24 и 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). По данному обстоятельству составлены акт и протокол от 14.10.2009, а постановлением административного органа от 28.10.2009 N 16-18-02/09-179 предприниматель Дегтев Д.В. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая названное постановление незаконным, предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Обязанность предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также иной деятельности, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования предусмотрена статьями 11, 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Статьей 19 названного Закона обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов возложена на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, с учетом установления его обязанности вести учет отходов, производить подготовку специалистов в области экологической безопасности, иметь разработанные и утвержденные паспорта на отходы I-IV классов опасности (предприниматель Дегтев Д.В. относится к исключениям, названным в части 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и вправе представлять в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов только в уведомительном порядке) суд при принятии решения от 29.12.2009 исходил из того, что Дегтев Д.В. в своей деятельности осуществляет накопление отходов производства и потребления, указывая, что не подлежащие утилизации, обезвреживанию, использованию и переработке отходы складируются в контейнерах на специально оборудованной площадке, откуда вывозятся специализированной организацией. В связи с тем, что обстоятельства, связанные с оборудованием места, предназначенного для временного складирования отходов, исходя из требований Закона, судом не исследовались, в то время как накопление отходов по смыслу Федерального закона "Об отходах производства и потребления" должно осуществляться в специально обустроенном месте, предназначенном исключительно для осуществления названной деятельности и в соответствии с установленными законом требованиями, решение от 29.12.2009 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2010 кассационной инстанцией отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Накопление отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Суд при новом рассмотрении дела установил, что в данном конкретном случае предпринимателем Дегтевым Д.В. осуществляется временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в специально устроенном месте (на площадке), обустроенной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования. Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с таким выводом суда. Суд установил, что в соответствии с заключенным с МУП "Городское управление жилищно-коммунальное хозяйство" МО "Онежское" договором от 01.04.2006 N 64 предприниматель Дегтев Д.В. взял на себя обязательство оборудовать площадку для установки на ней металлических контейнеров с освещением в темное время суток и обустройством свободного подъезда к ней автомашины для вывоза мусора, установить на площадке контейнеры, отвечающие санитарным требованиям, не производить вывоз мусора собственными силами без предварительного разрешения МУП "Городское управление жилищно-коммунальное хозяйство" МО "Онежское". Факт наличия такой площадки с размещенными на ней контейнерами для мусора установлен судом по материалам дела.
Доказательств того, что названная специально обустроенная площадка не соответствует требованиям действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения судом по материалам дела не выявлено. При таком положении, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем Дегтевым Д.В. требований и признания незаконным и отмене постановления административного органа от 28.10.2009 N 16-18-02/09-179 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (лицензирование деятельности по накоплению отходов I-V класса опасности статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено) и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта (решения от 09.07.2010) каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.07.2010 по делу N А05-19566/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Дегтева Дмитрия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.