Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2010 г. N Ф07-11162/2010 по делу N А56-92033/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бычковой Е.Н., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 02.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2010 (судья Бурденков Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А56-92033/2009,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция N 6) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 15) от 31.12.2008 N 181126А о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ" (далее - Общество) в части изменения места нахождения Общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество.
Решением от 31.03.2010, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2010, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Инспекция N 6 просит отменить принятые по делу судебные акты решение, ссылаясь на то что регистрирующим органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуального предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) необходимо было проверить представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с принятым решением Общество в лице генерального директора Бабаян Г.Л. 24.12.2008 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Инспекция N 15 приняла решение от 31.12.2008 N 181126А о государственной регистрации изменений.
Инспекция N 6 провела проверку деятельности Общества, в результате которой установила, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.
Считая, что Общество на государственную регистрацию представило недостоверные сведения, Инспекция N 6 обратилась в арбитражный суд с иском о признании решения Инспекции N 15 от 31.12.2008 N 181126А недействительным.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Следовательно, требование Инспекции N 6, заявленное в рамках настоящего дела, сводится к требованию о признании недействительным ненормативного правового акта - решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Согласно пункту 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы имеют право предъявлять в суде и арбитражном суде иски в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Инспекция N 6 обратилась в арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р13001 ("Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", приложение N 3).
Регистрирующий орган не вправе требовать документы, представление которых не предусмотрено Законом N 129-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующим выводам.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы имеют право предъявлять в суде и арбитражном суде иски в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- г) документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
Согласно указанному Постановлению в случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется заявление по форме Р13001.
Из материалов дела усматривается, что Общество представило в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 и другие необходимые документы.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Податель жалобы считает, что Общество представило на государственную регистрацию недостоверные сведения относительного своего адреса (места нахождения). В подтверждение данного обстоятельства Инспекция N 6 ссылается на протокол осмотра, согласно которому Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится. Данное обстоятельство подтверждается также письмом Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако Инспекция N 6 не представила доказательств, подтверждающих, что на момент обращения с заявлением о государственной регистрации изменений Общество не находилось по указанному адресу.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание на то, что в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Ввиду изложенного доводы подателя жалобы относительно незаконности принятого регистрирующим органом решения подлежат отклонению.
Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, то что ненормативный акт государственного органа признается недействительным, если он не только не соответствует закону, но и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку Инспекция N 6 не доказала факт нарушения своих прав или охраняемых законом интересов оспариваемым решением налогового органа, то основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А56-92033/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.