Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2010 г. N Ф07-11259/2010 по делу N А05-6008/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2010 г. N Ф07-11259/2010 по делу N А05-6008/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2010 г. N Ф07-11259/2010 по делу N А05-6008/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от федерального бюджетного учреждения Исправительной колонии N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Сидоровой О.В. (доверенность от 12.11.2010), Короткой Г.В. (доверенность от 12.11.2010),
рассмотрев 16.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения Исправительной колонии N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2009 по делу N А05-6008/2009 (судья Бабичев О.П.),
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Архангельской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального бюджетного учреждения Исправительной колонии N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - Учреждение) 2 060 095 руб. 04 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 25.06.2009 суд взыскал с Учреждения 1 342 555 руб. с распределением взысканной суммы по бюджетам в установленном порядке. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 25.06.2009, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что в спорный период Учреждение не занималось размещением отходов, а, следовательно, не должно вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление направило Учреждению требование от 10.07.2008 N 05-15/3616 об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 138 204 руб. 81 коп. за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 в срок до 24.07.2008.
Неисполнение Учреждением требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявление, сделал вывод об обоснованности взыскания с Учреждения 1 342 555 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Частично удовлетворяя заявление Управления, суд первой инстанции исходил из того, что Учреждение осуществляло в спорный период деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую природную среду. Однако в данном случае суд первой инстанции не исследовал вопросы о том какие виды негативного воздействия на окружающую среду осуществляло Учреждение; занималось ли Учреждение размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует проверить какие виды негативного воздействия на окружающую среду осуществляло Учреждение; занималось ли Учреждение размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, оценить все представленные сторонами доказательства по делу и вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2009 по делу N А05-6008/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.