Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф07-12873/2010 по делу N А56-26820/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Глобус-Лизинг-Финанс" Арешкина К.В. (доверенность от 01.10.2010), Орловой С.С. (доверенность от 30.11.2010) от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Терентьева Д.Ю. (доверенность от 12.01.2010 N 15),
рассмотрев 30.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2010 по делу N А56-26820/2010 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобус-Лизинг-Финанс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - Региональное отделение) от 14.04.2010 N 72-10-371/пн о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.08.2010 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Региональное отделение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.08.2010, в удовлетворении заявления отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества просили отказать в ее удовлетворении.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв с 23.11.2010 до 13 час 55 мин 30.11.2010.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, владелец 1463 неконвертируемых документарных процентных облигаций Общества Тимошкин Ю.С., обратился в Общество с заявлением от 03.11.2009, в котором просил предоставить копии следующих документов: 1) сообщения эмитента от 22.05.2006 "О начале размещения эмиссионных ценных бумаг"; 2) сообщения эмитента от 22.06.2006 "Сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по ценным бумагам" и "Сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг"; 3) сообщения от 22.06.2006 "О завершении размещения эмиссионных ценных бумаг"; 4) сообщения от 18.06.2009 "Сведения о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами ценных бумаг эмитента".
Указанное заявление получено Обществом 03.11.2009.
В связи с тем, что затребованные документы не были представлены, и считая свои права нарушенными, Тимошкин Ю.С. обратился в Региональное отделение с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
По результатам проверки указанных Тимошкиным Ю.С. обстоятельств, Региональным отделением составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг от 09.03.2010, из которого следует, что в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) и пункта 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации) Общество не представило владельцу ценных бумаг эмитента информацию, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а именно документы, обязанность хранения и предоставления копий которых установлена статьей 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), пунктом 1 статьи 6 Закона N 46-ФЗ и пунктом 1.9 Положения о раскрытии ценных бумаг.
Постановлением Регионального отделения от 14.04.2010 N 72-10-371/пн Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.
Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона об ООО общество обязано хранить документы, в том числе связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества.
Согласно пункту 4 статьи 50 Закона об ООО общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к документам, предусмотренным пунктами 1 и 3 настоящей статьи. В течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Тимошкин Ю.С. является владельцем ценных бумаг Общества, однако его участником не является. В связи с этим у Общества отсутствует обязанность предоставлять гражданину Тимошкину Ю.С. документы, предусмотренные статьей 50 Закона об ООО, в том числе связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг Общества.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 46-ФЗ эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации. При этом статья 6 Закона N 46-ФЗ не содержит перечень информации, которую эмитент обязан предоставить по требованию инвестора.
Таким образом, Закон об ООО и Закон N 46-ФЗ не содержат перечень, порядок и сроки предоставления информации эмитентом по требованию владельца ценных бумаг.
Из оспариваемого постановления Регионального отделения следует, что административный орган вменяет Обществу нарушение пункта 1.9 Положения о раскрытии информации, которое регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В соответствии с пунктом 1.9 Положения о раскрытии информации эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X названного Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.
Положение о раскрытии информации утверждено во исполнение статьи 30 "Раскрытие информации" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и определяет порядок действий по ее раскрытию. Пункт 1.9 Положения о раскрытии информации устанавливает обязанность эмитента предоставить владельцу ценных бумаг эмитента копию каждого сообщения в рамках процедуры раскрытия информации. Данная обязанность является одним из этапов раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Нарушение эмитентом пункта 1.9 Положения о раскрытии информации означает нарушение порядка раскрытия информации.
Административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что законодатель различает понятия раскрытие информации и предоставление информации, которые являются различными процедурами, и невыполнение каждой из которых образует самостоятельное административное правонарушение, квалифицируемое по части 1 статьи 15.19 или по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ соответственно.
К тому же Федеральным законом от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена редакция статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, в ней определены понятия раскрытия и предоставления информации. Федеральному органу исполнительной власти предоставлено право определять нормативными правовыми актами состав и объем информации, порядок и сроки как раскрытия, так и предоставления информации на рынке ценных бумаг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Регионального отделения.
Кассационная инстанция отклоняет доводы жалобы как основанные на неправильном толковании законодательства в области рынка ценных бумаг.
Кассационная инстанция считает вывод суда первой об удовлетворении заявления правильным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2010 по делу N А56-26820/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.