Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2010 г. N Ф07-12986/2010 по делу N А26-1721/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корабухиной Л.И.,
судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Пироговой Н.Н. (доверенность от 29.12.2009 N 01-61/11-45813),
рассмотрев 22.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2010 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-1721/2010,
установил:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство) 32 934 руб. 04 коп., использованных с нарушением законодательства о социальном страховании и договора от 30.12.2007 N 410 "О финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Решением суда первой инстанции от 19.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.09.2010 данное решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 3285 руб. 06 коп. в связи с принятием судом отказа Фонда от заявленных требований в этой части. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратился с кассационной жалобой.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и не учтены условия договора от 30.12.2007 N 410, заключенного Фондом с Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию" (далее - Постановление N 886), которые устанавливают, что выплата пособий с нарушением нормативных актов, определяющих право на их получение, является нецелевым расходованием денежных средств. Возложенная на ответчика обязанность по контролю за правомерностью назначения и выплаты пособий государственными учреждениями социальной защиты городов и районов Республики Карелия надлежаще не исполнена. Фонд считает, что в данном случае осведомленность либо неосведомленность Министерства об утрате получателями пособий такого права не имеет значения для возмещения расходов, поскольку важен только факт выплаты пособия лицам, не имеющим на него права. Кроме того, Фонд не согласен с выводами судов о невозможности применения к спорным правоотношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Истец считает, что им доказаны все обстоятельства, с наличием которых статья 15 ГК РФ связывает право на возмещение убытков за счет Министерства.
В отзыве Министерство просило отказать в удовлетворении жалобы, считая ее доводы не основанными на законе.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы кассационной жалобы.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Поскольку решение суда от 19.05.2010 частично отменено постановлением апелляционного суда от 20.09.2010, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность последнего судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы Фонда в соответствии с требованиями статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 30.12.2007 в соответствии с Постановлением N 886 и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) между Фондом и Министерством (Орган социальной защиты) заключен договор N 410 "О финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 5 данного договора установлено, что Орган социальной защиты обязуется обеспечить ежемесячно, 5-го числа текущего месяца, выплату пособия получателям через государственные учреждения социальной защиты - Центры социальной работы городов и районов Республики Карелия.
Согласно подпункту "в" пункта 4 договора Фонд имеет право осуществлять контроль над целевым расходованием Органом социальной защиты средств, перечисленных Фондом для выплаты пособия.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 5 Орган социальной защиты в свою очередь обязуется осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия, обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Фонд в рамках контроля за исполнением договора N 410 на основании решений от 21.10.2008 N 311 и от 30.12.2008 N 312 провел выездные проверки Органа социальной защиты (Центров социальной работы городов и районов Республики Карелия) на предмет целевого расходования средств федерального бюджета, по результатам которых составил справки от 08.12.2008 N 08, от 29.01.2009 N 9, от 23.01.2009 N 9 и от 26.01.2009 N 9.
В ходе выездных проверок установлены нарушения расходования средств Центрами социальной работы Республики Карелия, полученных на выплату физическим лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком, что послужило основанием для вывода о нецелевом использовании Министерством (Органом социальной защиты) бюджетных средств. В частности, Фондом выявлены случаи неправомерных выплат таких пособий Велишаевой С.В., Владимировой Л.С., Ивановой Т.С., Козловой О.М., Крупской В.Ю., Мартыновой Т.В., Павковой Т.С. - лицам, не осуществляющим фактического ухода за ребенком (дети помещены в детские государственные учреждения на полное государственное обеспечение, переданы под опеку, в связи со смертью ребенка), лицам, состоявшим в трудовых отношениях и подлежавшим обязательному социальному страхованию, а также лицам, состоявшим на учете в службе занятости населения и получавшим пособие по безработице.
Решением от 09.02.2009 N 2 Органу социальной защиты отказано в принятии расходов, произведенных Органом социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.
На основании данного решения Фонд направил Органу социальной защиты (Министерству) претензию от 23.12.2009 N 05-15/5-44719 о перечислении денежных средств, не принятых к зачету решением от 09.02.2009 N 2 в сумме 39 175 руб. 47 коп., в течение 10 дней с момента получения претензии.
Поскольку претензия была оставлена без исполнения, Фонд обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Рассматривая спор, апелляционный суд пришел к выводу, что переплаты спорных пособий произошла по вине их получателей - физических лиц в связи с несвоевременным сообщением сведений об утрате права на получение пособий. Одновременно Фонд не представил доказательств того, что на момент перечисление спорных сумм Министерству было известно об отсутствии оснований для выплаты социального пособия вышеперечисленным лицам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы Фонда, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 и части 1 пункта 11 части 2 статьи 8 названного Федерального закона видами социальных страховых рисков является, в том числе материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно статье 3 Закона N 81-ФЗ одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
На основании части 7 статьи 13 данного Закона лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.
Согласно частям 2 и 3 статьи 3 Закона N 81-ФЗ порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В подпункте "е" пункта 35 Положения "О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Постановление N 865) указан перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящихся в отпуске по уходу за ребенком).
Пунктом 36 Постановления предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребенком, вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.
В соответствии с постановлением Правительства N 866 региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства выплат спорных пособий.
Так, в частности, Владимировой Л.С. пособие за один и тот же период выплачивалось одновременно в Центре и по месту работы; Козловой О.М. одновременно получено два пособия - по уходу за ребенком в сумме 1006 руб. 45 коп. и по безработице; у Павковой Т.С. переплата пособия в сумме 2390 руб. 32 коп. связана со смертью ребенка, у Мартыновой Т.В. переплата пособия в сумме 1128 руб. 43 коп. связана с ограничением родительских прав и передачей ребенка на попечение органа опеки и попечительства; у Велишаевой С.В. и Ивановой Т.С. переплаты пособий в сумме (соответственно) 1509 руб. 68 коп. и 20 071 руб. 16 коп. связаны с нахождением детей на полном государственном обеспечении; Крупской В.Ю. пособие в сумме 5828 руб. выплачено дважды по причине сбоя программы при формировании документов на выплату.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что переплаты произошли по вине получателей пособий в связи с несвоевременным сообщением ими об устройстве на работу, помещением ребенка на полное государственное обеспечение, установлением опеки над ребенком, смертью ребенка, получением пособия по безработице (за исключением случая излишней выплаты пособия Крупской В.Ю.).
Апелляционный суд также пришел к выводу об отсутствии доказательств осведомленности Министерства на момент перечисление спорных сумм об утрате указанными лицами права на получение социального пособия по уходу за ребенком. Министерство действовало в соответствии социальным законодательством, заключенным договором и не имело право отказать в предоставлении социальных выплат, так как не обладало информацией о необоснованности получения пособий этими лицами.
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Фонд, в свою очередь, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не привел ссылку на допустимые и достоверные документы, опровергающие такие выводы суда.
В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Министерство обеспечивает целевое использование средств федерального бюджета, направляя денежные средства по заявкам государственных учреждений социальной защиты - центры социальной работы городов и районов Республики Карелия на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, осуществляющим уход за детьми и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
С учетом того обстоятельства, что все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались государственными учреждениями социальной защиты, которые являются самостоятельными юридическими лицами, в соответствии с их назначением, судом сделан правомерный вывод об отсутствии оснований считать, что само Министерство использовало бюджетные средства не по их целевому назначению.
Кроме того, судом обоснованно принято во внимание то, что практически все случаи необоснованного получения отдельными лицами пособий выявлены Центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия самостоятельно. Восстановленные на момент проверки за счет этих лиц неправомерно полученные пособия были перераспределены на последующие выплаты пособий, то есть - использованы по назначению. В доводах кассационной жалобы это обстоятельство Фондом не опровергается.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 58 Постановления N 865 предусмотрен аналогичный порядок возмещения сумм государственного пособия, излишне выплаченного получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров.
Судом установлено, что Министерством предприняты предусмотренные законом меры по взысканию с лиц необоснованно полученных пособий по уходу за ребенком. Так, в отношении Крупской В.Ю. возбуждено исполнительное производство N86/11/5040/1/2009, и 19.01.2010 на счет Центра социальной работы Муезерского района перечислено 22 руб. в качестве выплаты долга по исполнительному листу. С целью взыскания с Козловой О.М., Павковой Т.С., Мартыновой Т.В. излишне выплаченных сумм пособий Центр социальной работы Пудожского района обратился с исками в суд. Решениями суда от 08.04.2009 и от 21.01.2009 в удовлетворении требований было отказано. Решениями мирового судьи судебного участка N 1 Пудожского района Республики Карелия от 21.04.2009 с Велишаевой С.В. и Ивановой Т.С. взысканы суммы переплат. Возмещение сумм на данный момент не произведено, поскольку по информации судебного пристава-исполнителя Велишаева С.В. не проживает по месту своей регистрации, а Иванова Т.С. не работает, ведет асоциальный образ жизни, доходов и имущества в собственности не имеет. По заявлению Владимировой Л.С. переплата в сумме 1631 руб. 60 коп. возмещается добровольно в соответствии с графиком погашения задолженности. Остаток суммы переплаты (1000 руб. 00 коп.) подлежит возврату: в апреле - 500 руб., в мае - 500 руб. Приходными кассовыми ордерами от 23.04.2009 N 17, от 13.08.2009 N 37 и от 13.01.2010 N 1 подтверждается внесение Владимировой Л.С. в кассу Центра социальной работы Медвежьегорского района (соответственно) 300 руб., 500 руб. и 1000 руб.
Копии упомянутых решений судов представлены в материалы дела.
Таким образом, поскольку в данном случае все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались Министерством в соответствии с их назначением и целями деятельности Фонда и Министерства, апелляционным судом правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании спорных денежных средств вследствие их нецелевого использования.
С учетом положений статьи 1 БК РФ, Закона N 81-ФЗ и условий договора от 30.12.2007 N 410 суд кассационной инстанции также не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о том, что спорные правоотношения не относятся к гражданско-правовым.
В рассматриваемом деле спорные бюджетные денежные средства были выплачены на соответствующие деятельности истца цели - в качестве пособия неработающим гражданам по уходу за ребенком на основании договора от 30.12.2007 N 410, заключенного Фондом с Министерством в специальном порядке - во исполнение постановления Правительства N 866 и Закона N 81-ФЗ, поэтому возникшие правоотношения регулируются бюджетным законодательством и законодательством о социальном страховании.
В связи с этим доводы кассационной жалобы Фонда о возможности взыскания спорных денежных средств с ответчика в качестве убытков истца на основании норм гражданского законодательства (статьи 15 ГК РФ) подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Основания для отмены обжалуемого постановления суда отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А26-1721/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.