Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф07-13/2010 по делу N А66-2685/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2010 г. N Ф07-13/2010 по делу N А66-2685/2009
Резолютивная часть постановления объявлена16 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "ТВЕРЬАГРОСНАБКОМПЛЕКТ" Куровой О.И. (доверенность от 09.04.2009), от Комитета по управлению имуществом Тверской области Богданова В.В. (доверенность от 28.12.2009), от Управления Росреестра по Тверской области Карсаковой И.В. (доверенность от 05.05.2010),
рассмотрев 16.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТВЕРЬАГРОСНАБКОМПЛЕКТ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2010 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А66-2685/2009,
установил:
открытое акционерное общество "ТВЕРЬАГРОСНАБКОМПЛЕКТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит суд о следующем:
- признать недействительными сведения о кадастровой стоимости земельных участков площадью 40126,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:15, площадью 1898,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:26, площадью 26183,7 кв.м с кадастровым номером 69:440:0300309:1, расположенных по адресу: город Тверь, улица Бригадная, дом 1; земельного участка площадью 1973,4 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:17, расположенного по адресу: город Тверь, улица Светлая, дом 65; и земельного участка площадью 31433 кв.м с кадастровым номером 69:32:0321103:13, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, ст. Старица, улица Мира, дом 10, представленные на утверждение Администрации в виде проекта постановления "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" и приложений N 16, 14 к Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области (далее - Отчет), выполненному федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), и внесенные Управлением Роснедвижимости в государственный земельный кадастр;
- признать незаконным решение Управления Роснедвижимости, оформленное актом N 1 проверки Отчета, о соответствии результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания),
- признать действия Управления Роснедвижимости по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков противоречащими Методическим указаниям, а также Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление Роснедвижимости), Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), администрация Тверской области (далее - Администрация), филиал федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ "Земля" по Центральному Федеральному округу (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЦФО), а также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость), общество с ограниченной ответственностью "Ринки", общество с ограниченной ответственностью "Южный складской комплекс".
В ходе рассмотрения дела ФГУП "ФКЦ "Земля" по ЦФО исключено из числа заинтересованных лиц ввиду отсутствия у него статуса юридического лица, Роснедвижимость заменено в порядке процессуального правопреемства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Определением суда от 02.10.2009 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2010, определение от 02.10.2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Тверской области для рассмотрения по существу.
Решением суда от 07.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.07.2010 и постановление от 23.08.2010 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы в ее обоснование приводит следующие доводы. Общество считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали необоснованный вывод о том, что определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 по делу N 35-ГО9-8 имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего дела. Так, Общество полагает, что судами общей юрисдикции при рассмотрении заявления об оспаривании постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", данный нормативный акт проверялся на предмет его соответствия федеральному законодательству, проводилась оценка административных процедур его подготовки и принятия. Тогда как в рамках настоящего спора рассматривается требование об оценке действий заинтересованных лиц на предмет достоверности результатов государственной кадастровой оценки, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля". Общество указывает на то, что суды не применили к спорным правоотношениям сторон положения статей 3, 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности"), пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в связи с чем не дали надлежащей правовой оценки соотношению кадастровой и рыночной стоимости спорных земельных участков. В нарушение статей 4, 71, 168, 170, 201 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций не дали, по мнению Общества, правовой оценки содержанию приложения N 1 "Техническое задание" к государственному контракту от 23.07.2007 N 6, акту N 1 проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, и не исследовали вопрос о соблюдении Роснедвижимостью норм Административного регламента при проведении проверки Отчета, в том числе в части полномочий лица, ее осуществившего.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Росреестра и Комитета, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков площадью 40126,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:15, площадью 1898,7 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:26, площадью 26183,7 кв.м с кадастровым номером 69:440:0300309:1, расположенных по адресу: город Тверь, улица Бригадная, дом 1; земельного участка площадью 1973,4 кв.м с кадастровым номером 69:40:0300309:17, расположенного по адресу: город Тверь, улица Светлая, дом 65; земельного участка площадью 31433 кв.м с кадастровым номером 69:32:0321103:13, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, ст. Старица, улица Мира, дом 10, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.09.2003 серии 69-АА N 421278, от 15.07.2007 серии 69-АА N 976581, от 24.03.2008 серии 69-АБ N 175040, от 13.08.2008 серии 69-АБ N 228912, от 17.11.2008 серии 69-АБ N 289422 (т. 1, л.д. 48 - 52).
ГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 23.07.2007 N 6, заключенного с Комитетом, выполнило работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области, представило в Комитет соответствующий отчет по состоянию на 01.01.2007 (т. 2, л.д. 76 - 135), переданный Комитетом для проверки в Управление Роснедвижимости.
Управление Роснедвижимости провело предварительную проверку отчета и, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Росреестр, которое признало отчет соответствующим Методическим указаниям, отразив данное обстоятельство в Акте N 1 (т. 2, л.д. 1).
На основании результатов проверки отчета Комитет подготовил проект постановления "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области".
Администрация постановлением от 30.12.2008 N 503-па утвердила результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области (т. 1, л.д. 66), рекомендовала Управлению Роснедвижимости, Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области и органам местного самоуправления использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Тверского областного суда от 29.05.2009 года Постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01.01.2009.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 решение Тверского областного суда от 29.05.2009 отменено. В удовлетворении заявленных требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление Роснедвижимости, Комитет, Администрация, ФГУП "ФКЦ "Земля" допустили нарушения при определении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы Общества как налогоплательщика.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
К отношениям по определению кадастровой стоимости земельных участков подлежат применению положения Закона "Об оценочной деятельности".
В силу статьи 13 "Закона об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В силу статьи 12 "Закона об оценочной деятельности" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 разъяснено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Заявленные Обществом требования направлены на оспаривание величины кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, определенной заинтересованными лицами.
Между тем оспариваемая Обществом величина кадастровой стоимости утверждена постановлением Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па.
Таким образом, оспаривание величины кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков путем предъявления отдельного иска в настоящее время невозможно. Вопрос о достоверности величины кадастровой стоимости указанных земельных участков может рассматриваться только в рамках дела об оспаривании постановления Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па, однако, Общество подобных требований не заявляет.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества в связи с избранием заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А66-2685/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТВЕРЬАГРОСНАБКОМПЛЕКТ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф07-13/2010 по делу N А66-2685/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника