Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф07-12479/2010 по делу N А66-3208/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от администрации Конаковского района Тверской области Рябовой А.Г. (доверенность от 09.03.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Энергетик" генерального директора Филина А.В. (протокол совета директоров от 12.10.2010), Мишина С.А. (доверенность от 20.05.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2010 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А66-3208/2010 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Энергетик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным постановления администрации Конаковского района Тверской области (далее - Администрация) от 21.12.2009 N 1625 об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка общей площадью 286 088 кв.м с кадастровым номером 69:15:0000020:792, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, городское поселение город Конаково, а также об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю.
Решением от 22.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.08.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: на момент обращения с заявлением от 27.11.2009 о выкупе спорного земельного участка Общество представило не все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов); Общество не представило кадастровый паспорт этого участка, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), копии иных документов о правах на испрашиваемый участок, а также документы, подтверждающие, что объекты недвижимости, расположенные на данном участке, были отчуждены из государственной собственности, а следовательно, Общество вправе приватизировать участок на льготных условиях; суды неправомерно обязали Администрацию заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, поскольку в нарушение статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество не направляло Администрации предложения о его заключении.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении жалобы Администрации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а также дополнительно пояснил, что спорный участок не подлежит приватизации, поскольку часть участка относится к землям лесного фонда; на данном участке расположены не все объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, а только 44 из 52, часть объектов расположена на другом участке.
Представители Общества просили отказать в удовлетворении жалобы по доводам, приведенным в отзыве на нее, а кроме того, пояснили, что на спорном участке расположено 44 объекта недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности Общества, в том числе основные здания пансионата, тепловые и канализационные сети, проложенные по всему участку; 8 объектов недвижимости расположены на соседнем участке, который предоставлен Обществу в аренду; объекты недвижимости построены в 1963 году и ранее находились в государственной собственности; спорный участок никогда не относился к землям лесного фонда, что подтверждается кадастровым паспортом участка; имеющиеся на нем лесные насаждения не свидетельствуют об отнесении участка к лесным землям.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 10.10.1963 Государственному комитету по энергетике и электрификации СССР в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 42,8 га (в том числе 11,4 га пахотных земель, 8.1 га сенокосов и 23,3 га прочих угодий) в границах согласно плану землепользования под базу отдыха "Энергетик".
В связи с тем, что на базе предприятий энергетики и электрификации, находившихся в ведении Министерства энергетики и электрификации СССР, было образовано Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" (далее - РАО "ЕЭС России"), глава администрации города Конаково и Конаковского района постановлением от 12.07.1995 N 350 закрепил за РАО "ЕЭС России" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 42,6 га, занятый пансионатом "Энергетик", построенным в 1963 году.
На основании указанного постановления РАО "ЕЭС России" 25.07.1995 выдано свидетельство N 34770.
Постановлением от 03.03.2004 N 163 глава Конаковского района Тверской области на основании материалов межевания определил площадь земельных участков, используемых РАО "ЕЭС России" на праве постоянного (бессрочного) пользования под пансионатом "Энергетик" в Вахонинском сельском округе Конаковского района (405 935,8 кв.м), в том числе участок N 1, занимаемый основными зданиями пансионата "Энергетик" площадью 309 013,69 кв.м (из них 19 660,83 кв.м - бечевник).
Распоряжением исполняющего обязанности председателя правления РАО "ЕЭС России" от 05.08.2005 N 185р, принятым на основании решения совета директоров РАО "ЕЭС России", создано Общество, в уставный капитал которого внесено имущество филиала РАО "ЕЭС России" - пансионата "Энергетик". Данное имущество передано Обществу по акту приема-передачи от 01.12.2005. Право собственности Общества на переданные ему учредителем объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, выданы свидетельства о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 111-157).
Администрация по договору от 16.02.2007 предоставила Обществу в аренду на срок до 30.01.2056 земельный участок площадью 305 748,39 кв.м с кадастровым номером 69:15:000020:0263, относящийся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, под основными зданиями пансионата "Энергетик".
На основании заявления Общества постановлением от 28.10.2009 N 1390 Администрация разделила земельный участок с кадастровым номером 69:15:000020:0263 на два земельных участка: N 1 площадью 286 088 кв.м под основными зданиями пансионата и N 2 площадью 19 660 кв.м, занятый береговой линией и бечевником.
Общество направило в Администрацию заявление от 27.11.2009 N 171 о приобретении в собственность земельного участка площадью 286 088 кв.м в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация постановлением от 21.12.2009 N 1625 отказала Обществу в выкупе спорного земельного участка, ссылаясь на то, что заявитель представил неполный пакет документов, необходимых для приватизации участка.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что названное постановление Администрации противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы.
Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении этого земельного участка и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости были вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Таким образом, в силу приведенных норм Общество в указанный период не могло самостоятельно поставить на кадастровый учет испрашиваемый участок, образованный в результате раздела арендованного им участка.
Судами установлено, что к заявлению о выкупе спорного участка Общество приложило следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копию протокола о назначении генерального директора Общества; копию паспорта генерального директора; выписку из ЕГРП о праве собственности Общества на здания, строения и сооружения, расположенные на испрашиваемом участке; договор от 16.02.2007 аренды земельного участка, из которого выделен испрашиваемый в собственность участок; межевой план от 12.11.2009; копию Указа Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" в подтверждение права на приобретение земельного участка в собственность на льготных условиях, установленных земельным законодательством; постановление Администрации от 28.10.2009 N 1390 о разделе арендованного участка; план приватизации пансионата "Энергетик" от 28.07.1993.
В заявлении Общество указало, что намерено осуществить действия, необходимые для получения кадастрового паспорта и постановки земельного участка на кадастровый учет.
Данное заявление и документы получены администрацией 27.11.2009, что подтверждается штампом входящей корреспонденции N 5867-0910.
Администрация в письме от 11.12.2009 N 3168 отказала Обществу в выдаче доверенности для обращения в уполномоченный орган с целью постановки спорного земельного участка на кадастровый учет и в нарушение требований пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не выдала схему расположения испрашиваемого участка на кадастровом плане и кадастровой карте. Данный участок поставлен на кадастровый учет по заявлению Администрации 18.01.2010, ему присвоен кадастровый номер 69:15:000020:792.
При таком положении суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации законных оснований для отказа Обществу в выкупе испрашиваемого земельного участка, занятого объектами недвижимости заявителя, поскольку Общество представило полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Отсутствие кадастрового паспорта таким основанием не является, поскольку Общество не могло получить его самостоятельно, так как в силу Закона N 221-ФЗ обратиться в уполномоченный орган с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого участка вправе была только Администрация.
Довод Администрации о том, что после раздела земельного участка с кадастровым номером 69:15:000020:0263 не был переоформлен договор аренды на спорный участок, образованный в результате раздела, не может служить основанием для отказа в выкупе данного участка.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Администрации о том, что часть спорного участка относится к землям лесного фонда, поскольку этот довод противоречит имеющимся в деле доказательствам, в том числе кадастровому плану участка, государственному акту на право пользования землей от 10.10.1963, постановлению от 12.07.1995 N 350 о предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование для размещения пансионата. Представленные в суд кассационной инстанции представителем Администрации решение исполнительного комитета Калининского района Совета депутатов трудящихся от 26.03.1963 и решение исполнительного комитета Калининского областного Совета депутатов трудящихся от 29.04.1963 N 200-4 об отводе Министерству энергетики и электрификации СССР из лесов первой группы участка под строительство пансионата не свидетельствуют о том, что в настоящее время спорный участок относится к лесным землям.
Кроме того, в силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как установлено статьями 5 и 7 Закона N 221-ФЗ, основными документами, подтверждающими факт отнесения земельного участка к землям той или иной категории, являются сведения из кадастра объектов недвижимости. Как видно из имеющихся в деле кадастровых паспортов спорного земельного участка и участка, из которого он образован в результате раздела, они не относятся к лесным землям; сведения о том, что часть этих участков занята лесами, в кадастровых паспортах также отсутствует.
Таким образом, суды правомерно признали оспариваемое постановление Администрации не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязали Администрацию в месячный срок подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка. Выполнение такой обязанности исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, обладающими правом предоставлять соответствующие земельные участки, предусмотрено пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам; оснований для их отмены и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А66-3208/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.