Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 декабря 2010 г. N Ф07-4836/2010 по делу N А66-456/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2010 г. N Ф07-4836/2010 по делу N А66-456/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Шило С.Е. (доверенность от 13.01.2010), от муниципального предприятия "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Заволжского района города Твери" Яблоновской Д.Л. (доверенность от 12.05.2010),
рассмотрев 27.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по делу N А66-456/2009 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Носач Е.В.),
установил:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному предприятию "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Заволжского района города Твери" (далее - Предприятие) о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение общей площадью 54,6 кв.м (кадастровый номер 69:40:01:00:180:0070:1/007647/37:10003/А), находящегося по адресу: город Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, дом 58.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Широкова Светлана Евгеньевна, федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация" в лице филиала дочернего федерального государственного унитарного предприятия "Тверьтехинвентаризация" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Держава".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04.08.2009 (в редакции определения того же суда от 31.08.2009), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2010 решение Арбитражного суда Тверской области от 04.08.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Департамент уточнил предмет иска и просил признать отсутствующим право хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение общей площадью 54,6 кв.м, расположенное по адресу: город Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, дом 58, кадастровый номер 69:40:01:00:180:0070: 1/007647/37:10003/А.
Уточнение исковых требований судом принято.
В связи с переименованием Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области третьим лицом по настоящему делу признано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.08.2010 (судья Попов А.А.) исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 решение от 11.08.2010 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить постановление, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, право хозяйственного ведения Предприятия зарегистрировано в нарушение действовавшего законодательства; отказ предприятия от спорного помещения не противоречит пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия просил оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в процессе разграничения собственности решением Малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. В данный перечень включено Производственное жилищно-ремонтное эксплуатационное управление Заволжского района г. Твери.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Твери от 23.09.1993 N 325 принято решение об учреждении Предприятия. Согласно данному распоряжению Предприятие наделено уставным фондом за счет средств, состоящих на балансе Производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного управления Заволжского района г. Твери.
Постановлением главы администрации города Твери от 28.10.1993 N 1051 Предприятие зарегистрировано.
Тверской городской регистрационной палатой 08.06.1999 зарегистрировано право хозяйственного ведения Предприятия на нежилое подвальное помещение общей площадью 33,9 кв.м с кадастровым номером 69:40:01:00:180: 0070:1/007647/37:10003/А, расположенное по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 58. В качестве основания такой регистрации указана выписка из реестра муниципальной собственности по состоянию на 18.05.1999.
В связи с регистрацией, произведенной в 1999 году, 21.01.2000 в ЕГРП внесена запись о регистрации ранее возникшего права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение с кадастровым номером 69:40:01:00:180:0070:1/007647/37:10003/А по указанному выше адресу, но уже иной площадью - 54,6 кв.м. Предприятию 10.04.2006 выдано свидетельство о праве хозяйственного ведения на данное помещение площадью 54,6 кв.м.
На основании обращения директора Предприятия Комитетом по управлению имуществом города Твери издано распоряжение от 20.09.2001 N 690 об изъятии из хозяйственного ведения нежилых помещений согласно приложению N 2 и в том числе спорного помещения.
На основании справок ФГУП "Ростехинвентаризация" Департамент распоряжением от 06.10.2004 N 1419 внес изменения в приложение N 2 к распоряжению от 20.09.2001 N 690, касающиеся характеристик спорного объекта недвижимости: вместо площади 54,5 кв.м указана площадь 74 кв.м.
По акту приема-передачи от 05.11.2004 Предприятие передало истцу из хозяйственного ведения нежилое помещение площадью 74 кв.м по указанному адресу, а Департамент принял это имущество в муниципальную собственность.
В ЕГРП 14.01.2005 внесена запись о государственной регистрации права собственности непосредственно муниципального образования "Город Тверь" на нежилое помещение (подвал) общей площадью 74 кв.м с кадастровым номером 69:40:01:00:180:0070:1/007647/37:10009/А. При этом никаких обременений, в том числе в виде вещных прав третьих лиц, не зафиксировано.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2005 по делу N А66-146/2005 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В обоснование заявленных требований Департамент сослался на то, что 14.09.2007 спорное помещение (площадью 54,6 кв.м) продано на торгах Широковой С.Е., несмотря на то, что такое помещение перестало существовать как объект недвижимости еще в 2003 году (согласно техническому паспорту) и в 2005 году муниципальное образование "Город Тверь" зарегистрировало право собственности на вновь созданное в результате перепланировки помещение площадью 74 кв.м.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, мотивируя тем, что ответчик не доказал на основании каких юридических фактов и в отношении какого конкретного объекта возникло право хозяйственного ведения, удостоверенное свидетельством о государственной регистрации от 10.04.2006 серии 69-АА N 810039, а также не доказал факт сохранения этого права на момент возникновения настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, сослался на изъятие спорного помещения из ведения Предприятия с нарушением статей 235, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, отсутствие надлежащих доказательств отказа Предприятия от права хозяйственного ведения на помещение.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 того же Кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорное помещение было закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Право хозяйственного ведения Предприятия на спорное нежилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, воля собственника муниципального имущества была направлена на передачу Предприятию имущества на праве хозяйственного ведения.
Доказательств прекращения права хозяйственного ведения в установленном законом порядке не представлено.
Обстоятельствам изъятия у Предприятия данного имущества на основании распоряжения от 20.09.2001 N 690 апелляционный суд дал правильную правовую оценку.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит вывод апелляционного суда об отказе в удовлетворении требований Департамента правильным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по делу N А66-456/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.