Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N 4922/11 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Корабухиной Л.И., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 17.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А21-2952/2010 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании недействительными решения государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 08.04.2010 N 168 и требования от 26.04.2010 N 168 об уплате сумм, доначисленных по решению от 08.04.2010 N 168.
Определением суда дела N А21-2952/2010 и N А21-3496/2010 объединены в одно производство, делу присвоен N А21-2952/2010.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2010 (судья Можегова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований предприятию отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований предприятия о признании недействительными оспариваемых решения и требования фонда в части взыскания 3444 руб. 85 коп. штрафа, 17 224 руб. 23 коп. недоимки, а также соответствующих пеней. Апелляционный суд признал недействительными решение фонда от 08.04.2010 N 168 и требование от 26.04.2010 N 168 в части взыскания с предприятия 3444 руб. 85 коп. штрафа, 17 224 руб. 23 коп. недоимки, а также соответствующих пеней. В остальной части решение суда первой инстанции от 12.08.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 29.10.2010, а решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2010 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, являются неправильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что в налоговую базу по страховым взносам включается лишь заработная плата, а спорные выплаты работникам-донорам не входят в систему оплаты труда. Податель жалобы считает, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются не только на суммы оплаты труда, но и на иные выплаты в пользу работника, составляющие его доход. Фонд ссылается на Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень). Поскольку выплаты работникам-донорам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха не указаны в Перечне, то, по мнению фонда, данные выплаты подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, фонд провел документальную выездную проверку предприятия по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проверки фондом составлен акт от 15.03.2010 N 210"н/с" и принято решение от 08.04.2010 N168 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неуплату или неполная уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде взыскания 4340 руб. 18 коп. штрафа. Данным решением предприятию также доначислено и предложено уплатить 21 700 руб. 88 коп. страховых взносов и 317 руб. 55 коп. пеней. Основанием для принятия данного решения послужил в частности вывод фонда о неправомерном неначислении предприятием в проверяемый период страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы среднего заработка работников - доноров за дни сдачи крови и представляемые им в связи с этим дни отдыха. Как указано в оспариваемом решении фонда, данные выплаты не включены в Перечень, поэтому на них следовало начислять страховые взносы.
На основании решения от 08.04.2010 N168 фонд направил предприятию требование от 26.04.2010 N 168 об уплате в срок до 06.05.2010 начисленных страховых взносов, пеней и штрафа.
Решением Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.2010 N 02-03-13/08-5957 жалоба предприятия на решение фонда от 08.04.2010 N168 оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований по эпизоду доначисления страховых взносов на суммы выплат, произведенных работникам предприятия в размере среднего заработка за дни сдачи крови и предоставляемые в связи этим дни отдыха, исходил из того, что спорные выплаты не включены в Перечень, поэтому фонд обоснованно начислил предприятию по этому эпизоду страховые взносы, пени и штраф, а также направил требование об их уплате.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции в части данного эпизода, указал, что при решении вопроса о начислении страховых взносов на суммы выплат донорам необходимо руководствоваться определением базы для начисления страховых взносов. Поскольку в эту базу включается лишь заработная плата, то все выплаты работникам организации, не включенные в состав заработной платы, страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве не облагаются.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод апелляционного суда правомерным в связи со следующим.
Согласно редакции пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), действовавшей в спорный период, расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила N 184; в редакции, действовавшей в спорный период), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству). Пунктом 4 Правил N 184 предусмотрено, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно приведенной норме заработная плата работников состоит из двух основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" "руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны:
оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров;
беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;
предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови;
предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки".
В соответствии со статьей 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод апелляционного суда о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Указанные выплаты являются обязательными для работодателя в отношении работников в случае сдачи ими крови и ее компонентов. Эти выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, а являются дополнительными выплатами. Следовательно, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на основании положений пунктов 1 и 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ.
Отклоняя доводы фонда о том, что спорные выплаты не вошли в Перечень, а следовательно, на них должны начисляться страховые взносы, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что данный Перечень подлежит применению в совокупности с иными нормативными актами, согласно которым объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание положения статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Кроме того следует учитывать аналогичную последовательную позицию, изложенную в письме Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.05.2010 N 1239-19 и письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2010 N 30-21/10260.
Суд кассационной инстанции, с учетом предмета спора, отклоняет ссылку подателя жалобы на выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 4 Определение от 12.04.2005 N 165-О, поскольку данные выводы сделаны без учета положений статьи 186 ТК РФ в контексте применения положений пунктов 1 и 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт является законным и не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А21-2952/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Н.Г. Кузнецова |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.