См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2010 г. N Ф07-2121/2010 по делу N А56-5266/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Власовой М.Г. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Всеволожский гортоп" Ульянова В.Н. (доверенность от 18.01.2010), от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области Лобецкого Д.О. (доверенность от 29.03.2010), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Лебедевой Е.В. (доверенность от 11.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2010 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-5266/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Всеволожский гортоп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата), выразившееся в невнесении в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области (в том 3 книги 13, в строку N 5697 таблицы "Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области") и в Государственный кадастр недвижимости следующих сведений: наименование вида разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; номер вида разрешенного использования - 9; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (далее - УПКС) - 1 275,29 руб. за 1 кв.м; кадастровая стоимость земельного участка - 9 805 704,81 руб.;
- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление Роснедвижимости) внести указанные сведения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Всеволожского района Ленинградской области и в Государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Решением от 30.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2009, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 26.03.2010 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил названные решение и постановление, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал на необходимость предложить Обществу уточнить его требования, касающиеся периода действий Управления Роснедвижимости по определению вида разрешенного использования, УПКС и кадастровой стоимости спорного земельного участка, порядка устранения нарушения прав заявителя с учетом того, что постановлением правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 изменены УПКС земель населенных пунктов, в том числе и земель Всеволожского муниципального района 7-й и 9-й групп видов разрешенного использования.
При новом рассмотрении дела Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило требования, попросило суд признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по определению вида разрешенного использования, УПКС и кадастровой стоимости спорного земельного участка за период с 29.12.2007 по 18.05.2009 и обязать Управление Роснедвижимости направить в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) уведомление об отнесении спорного земельного участка к 9-й группе видов разрешенного использования, изменении значений его УПКС и кадастровой стоимости.
Решением от 01.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2010, заявленные требования удовлетворены.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Управление Роснедвижимости заменено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) в порядке правопреемства в связи с реорганизацией.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам.
Податель жалобы указывает следующее: суды необоснованно не приняли во внимание его доводы о правомерном отнесении спорного земельного участка одновременно к 7-й и 9-й группам приложения 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования, являющегося приложением к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), и расчете его кадастровой стоимости по наибольшему значению; суды не учли, что Управление Росреестра не обладает полномочиями по определению вида разрешенного использования земельных участков; сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с правоустанавливающими документами, на основании которых ФГУП "ФКЦ "Земля" проводило государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, поэтому неверен вывод судов о допущенной технической ошибке, которая подлежит устранению в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Управления Росреестра и Кадастровой палаты поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 0,7689 га с кадастровым номером 47:07:13-02-082:0011, расположенного по адресу: г. Всеволожск, ул. Пушкинская, д. 1, имеющего разрешенное использование - для обслуживания административного здания и складов. Этот участок ранее находился в постоянном (бессрочном) пользовании правопредшественника Общества на основании постановления администрации Всеволожского района Ленинградской области от 07.12.1993 N 3485 о предоставлении Всеволожскому гортопсбыту участка для обслуживания административного здания и складов, расположенный по адресу: г. Всеволожск, ул. Пушкинская, д. 1.
Право собственности Общества на данный земельный участок зарегистрировано 12.04.2007 (свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АВ N 617778).
Для уплаты земельного налога, который рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, Общество получило заверенную Управлением Роснедвижимости кадастровую выписку от 23.09.2008 N 35/08-6-2445 о названном земельном участке.
В выписке указано следующее: разрешенное использование - для обслуживания административного здания и складов, УПКС - 6119,83 руб. за кв.м, кадастровая стоимость 47 055 372,87 руб.
Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 30.09.2008 N 40 об исправлении ошибки, допущенной в связи с неправильным отнесением земельного участка к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 Типового перечня.
По мнению Общества, исходя из вида разрешенного использования спорного участка и фактически осуществляемой Обществом деятельности, участок следовало отнести к 9-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; в этом случае УПКС должен быть равным 1275,28 руб. за кв.м, а кадастровая стоимость - 9 805 704,81 руб.
Кадастровая палата в письме от 06.11.2008 сообщила Обществу, что спорный земельный участок отнесен к 7-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"; УПКС для земельных участков, относящихся к указанной группе, постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 365 установлен в размере 6119,83 руб. за 1 кв.м, поэтому кадастровая стоимость участка, исходя из его площади, составляет 47 055 372 руб. 87 коп.
Общество обратилось в суд с настоящими требованиями, уточненными при новом рассмотрении дела, считая, что определение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка произведено с нарушением законодательства, а также его прав и законных интересов, выразившемся в возложении на него дополнительных налоговых обязательств.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя с учетом их уточнения, признал незаконными действия Управления Роснедвижимости по отнесению спорного земельного участка к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 Типового перечня, определению значения удельного показателя его кадастровой стоимости (6119,83 руб. за кв.м) и величины кадастровой стоимости (47055 372 руб. 87 коп.) за период с 29.12.2007 по 18.05.2009; обязал Управление Роснедвижимости направить в Инспекцию уведомление об отнесении земельного участка в тот же период к 9-й группе видов разрешенного использования Типового перечня, указав измененные значения УПКС и кадастровой стоимости данного земельного участка; взыскал с Управления Роснедвижимости в пользу Общества 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и кассационной жалобе.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили заявление Общества.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 того же Кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ленинградской области проведена в 2006-2007 годах, ее результаты утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356.
Постановлением правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 изменены УПКС земель населенных пунктов, в том числе и земель Всеволожского муниципального района 7-й и 9-й групп видов разрешенного использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических рекомендациях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющиеся в деле документы (постановление администрации Всеволожского района от 07.12.1993 N 3485, свидетельство о праве собственности на землю от 20.12.1993, устав Общества, согласно которому его основным видом деятельности является оптовая торговля твердым топливом, а дополнительными - розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, транспортная обработка грузов), правильно установили, что поскольку Обществу был предоставлен земельный участок для размещения на нем административного здания и складов, не связанных с осуществлением деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, то участок не может быть отнесен по виду разрешенного использования к 7-й группе Типового перечня.
Несостоятелен довод Управления Росреестра об отнесении спорного участка к обеим названным группам и о возможности установления кадастровой стоимости того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования и устанавливается кадастровая стоимость того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Поскольку названный пункт распространяется на земельные участки, имеющие несколько видов разрешенного использования, то при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка, имеющего только один вид его разрешенного использования, названная норма неприменима. Кроме того, при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования определяющим фактором является установление вида деятельности, при осуществлении которых используется административное здание.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пунктов 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, в спорный период данное агентство осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 названного Положения).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частями 1, 2 статьи 28 того же Закона предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При таком положении суды в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ правомерно возложили на Управление Росреестра обязанность по устранению в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 221-ФЗ, допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу N А56-5266/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.Г. Власова |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.