Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Матлиной Е.О, Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Кириллов на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.07.2010 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-2747/2010,
установил:
Администрация муниципального образования город Кириллов (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным предписания Отделения государственного пожарного надзора по Кирилловскому району (далее - Отделение) и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление) от 18.12.2009 N 157 в части срока, установленного в пункте 1 предписания; срока, для оборудования подъезда к водоисточнику по адресу: улица Октябрьская, дом 52, установленного в пункте 2 предписания; включения в предусмотренный пунктом 2 предписания водоисточников, к которым требуется оборудовать подъезды, расположенных по адресам: Краснослободской переулок, дом 2 (подъезд к озеру), улица Революционная, дом 2 "а" (подъезд к озеру), улица Майская (подъезд к озеру) улица Обухова, дом 1 (подъезд к озеру), улица Советская, дом 2 (подъезд к озеру), улица Дзержинского, дом 2, улица Октябрьская, дом 52; включения в предусмотренный пунктом 3 предписания водоисточников, к которым требуется оборудовать подъезды, расположенных по адресам: улица Февральская, дом 36, Красносельский переулок, дом 7, улица Маяковского, дом 22 (заезд с улицы Февральская).
Решением суда от 29.07.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010, заявленные требования удовлетворены частично: предписание признано недействительным в части адресованных Администрации требований: о выполнении в срок до 01.10.2010 в отношении водоисточников по адресам: Краснослободской переулок, дом 2 (подъезд к озеру), улица Обухова, дом 1 (подъезд к озеру), улица Советская, дом 2 (подъезд к озеру) мероприятий по оборудованию подъездов шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также в части требований о выполнении в срок до 01.10.2010 в отношении водоисточника по адресу: улица Маяковского, дом 22 "а" (заезд с улицы Февральская), мероприятий по приведению в исправность, чистке от ряски и травы, углублению, обеспечению запаса воды, достаточного для нужд пожаротушения, оборудованию подъезда к водоисточнику шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установке соответствующих указателей направления движения и их местонахождения, как не соответствующее положениям статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынести новое решение.
Администрация и Отделение о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
На основании части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.12.2009 N 204 должностными лицами Отделения и отдела городского хозяйства администрации муниципального образования город Кириллов проведена внеплановая проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности на территории города Кириллова, по результатам которой составлен акт от 14.12.2009 N 152.
На основании результатов проверки в адрес Администрации вынесено предписание от 18.12.2009 N 157 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором Администрации указано на необходимость выполнения в срок до 01.10.2010 следующих мероприятий: территорию муниципального образования город Кириллов необходимо оборудовать противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединить с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Установку пожарных гидрантов следует предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен зданий, пожарные гидранты допускается располагать на проезжей части. При этом установка пожарных гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (пункт 1 предписания); оборудовать подъезды шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров к имеющимся водоисточникам (далее - объект) по адресам: Краснослободской переулок, дом 2 (подъезд к озеру), улица Октябрьская, дом 52, улица Революционная, дом 2а (подъезд к озеру), улица Дзержинского, дом 2 (подъезд к озеру), улица Майская (подъезд к озеру), улица Революционная, дом 61, улица Обухова, дом 1 (подъезд к озеру), улица Советская, дом 2 (подъезд к озеру), с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 2 предписания); водоисточники по адресам: улица Февральская, дом 36, Красносельский переулок, дом 7, улица Володарского, дом 13, привести в исправность, почистить от ряски и травы, углубить, обеспечить запас воды, достаточный для нужд пожаротушения, оборудовать подъезд к ним шириной проездов для пожарной техники не менее 6 метров, установить соответствующие указатели направления движения и их местонахождения; к водоисточнику по адресу: улица Революционная, дом 32, оборудовать подъезд, установить соответствующий указатель его местонахождения; у водоисточника по адресу: улица Маяковского, дом 22 "а" (заезд с улицы Февральская), установить соответствующий указатель его местонахождения (пункт 3 предписания).
Соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории муниципального образования город Кириллов противопожарного водопровода и отсутствия подъездов к указанным в предписании водоисточникам сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.
Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации Кирилловского района от 30.11.2006 N 12 "О закреплении пожарных водоисточников на территории района" пожарные водоисточники для содержания их в исправном состоянии закреплены за администрациями поселений. Из приложения к указанному решению следует, что за Администрацией города Кириллов закреплены пожарные водоемы, находящиеся на территории муниципального образования города Кириллов, в частности, по адресам: улица Февральская, дом 36; Красносельский переулок, дом 7; улица Володарского, дом 13; улица Революционная, дом 32; улица Октябрьская, дом 52; улица Революционная, дом 2а; улица Дзержинского, дом 2; улица Майская; улица Революционная, дом 61. Постановлением главы муниципального образования город Кириллов Вологодской области от 30.08.2006 N 74 "О первичных мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования город Кириллов" утвержден план мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования город Кириллов, согласно которому на Администрацию совместно с администрацией Кирилловского района возложено обеспечение противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения (пожарные водоемы, устройство подъездов для пожарных машин к естественным водоемам, внутренний противопожарный водопровод) при новом строительстве и реконструкции объектов; поддержание источников противопожарного водоснабжения в работоспособном состоянии при эксплуатации (обозначение места расположения, поддержание подъездов, утепление в холодное время года).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.02.2010 по делу N А13-411/2010 установлено, что обязанность по организации обеспечения противопожарной безопасности на территории города Кириллов, в том числе, в отношении водоисточников по адресам: улица Февральская, дом 36; Красносельский переулок, дом 7; улица Володарского, дом 13; улица Революционная, дом 32; улица Октябрьская, дом 52; улица Революционная, дом 2а; улица Дзержинского, дом 2; улица Майская; улица Революционная, дом 6, а также по оборудованию территории города противопожарным водопроводом лежит на Администрации.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка Администрации на отсутствие доказательств, подтверждающих закрепление за ней спорных водоисточников, опровергается приведенными выше доказательствами.
Также неправомерен довод кассационной жалобы о том, что распоряжением Главы города Кириллова от 01.07.2010 N 66-р "Об утверждении перечня источников противопожарного водоснабжения" ряд объектов исключен из числа пожарных водоемов, поскольку указанное распоряжение вынесено после оспариваемого предписания. На момент издания оспариваемого предписания Управление правомерно руководствовалось решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации Кирилловского района от 30.11.2006 N 12 "О закреплении пожарных водоисточников на территории района", постановлением главы муниципального образования города Кириллов Вологодской области от 30.08.2006 N 74 "О первичных мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования город Кириллов".
Обращаясь в арбитражный суд, Администрация оспаривала предписание в части установления сроков устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных в пункте 1 и в пункте 2 в отношении оборудования подъезда к водоисточнику по адресу: улица Октябрьская, дом 52, указывая на их неразумность, поскольку средства, необходимые для устранения нарушений в бюджет города на 2010 год не заложены.
Суды обеих инстанций оценили данные доводы и пришли к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания в части установления сроков. Суды правомерно указали на то, что недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения Администрации от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Администрацией не представлено доказательств невозможности принятия каких-либо мер, направленных на получение необходимых денежных средств.
Таким образом, судами сделан правомерный вывод о недоказанности Администрацией того, что предписание в части сроков устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных пунктом 1 предписания и пунктом 2 предписания (в отношении мероприятий по оборудованию подъезда к водоисточнику по адресу: улица Октябрьская, дом 52) нарушает его права.
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 по делу N А13-2747/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Кириллов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.